ПОРТРЕТ 4

О возрасте поздних элегантных голландок

Картины в этой главе не шедевры Золотого века, а портреты, штамповавшиеся художниками в конце 17 и начале 18 веков. Между ними и ныне прославляемыми холстами в книгах возводят глухую стену, чтоб не увидели связи между ремеслом и боготворимым теперь искусством. Но рассматривая ремесленные эти портретики, можно понять, как во времена расцвета живописи уже был предопределен ее распад. Впрочем, стержнем истории станет не угасание Золотого века, а женский возраст – злободневная тема, которая так удобна для привлечения внимания.

Два замечания

То, что я называю тут французским стилем одежды, внешности и жизни, на самом деле не только из Парижа и Версаля. Стиль правильнее называть «интернациональной элегантностью». Это представления о шике богатых европейцев 17 века. Но так как уже с начала века самые богатые голландцы в жизни подражали как раз Франции, то я решил, что удобнее будет называть образ французским.

О настоящей моде нарядов судить по портретам не стоит, не редко одежды вымышлены или сильно улучшены художником. Делалось это, потому что воображаемые стили надежнее, если заказывать портрет точно по моде, то через пять лет злые подруги будут потешаться над твоей допотопностью, предстать же богиней это навеки.

Мода, стирающая возраст

В главе о возрасте не получилось написать о возрасте. Он исчез за пудрой, прической, шелками и новым образом, который стал обязателен. Как нынешние всемирные тетки мечтают походить на далекую американскую актрису, а их мужики хотят себе домой такую же, так и голландцы – вкусили цивилизации и заторопились за шикарной наружностью, как носят где-то там… во Франции… Англии… Моде на портретах следуют и младенцы, и старухи, и все возрасты между ними. Детей до десяти-двенадцати лет можно еще отличить от взрослых, а дальше все женщины одинаковые. Начну с малышек.

Наряжать крошек во взрослые наряды для родителей казалось щекотно и забавно уже в середине 17 века. В последней четверти того же века художники и родители продолжили делать из малышки диву, а возраст такой мимими модели опустился. Получалось кривенько, потому что писали не ребенка, а к атрибутам, его символизирующим (нелепые пропорции), механически добавлялись поза, шелка, прическа и всё, чем знамениты красавицы. Датировка картины с первой девочкой показывает, когда эта красотища была более всего популярна.

№ 1 Стиль Gerard Hoet (I) Портрет девочки ок. 1680-1705, частная коллекция, 99х74 см.

№ 2 Jan van Haensbergen Портрет девочки с собакой 1692, частная коллекция, 52.5х43.3 см.

Модели в новомодных костюмах держат голову наклонно, а руки изящно, количество жестов на тех картинах ограничено парой десятков, о них позже, а пока просто следите за руками.

Следующей модели 8 лет, возраст начинает сдавать свои позиции, и лишь из-за того, что негритенок-слуга не сильно меньше ростом, можно понять, что перед нами девочка.

№ 3 Hermannus Collenius Портрет lsbeth Schay 1705, Музей Гронингена, 74.5х57.5 см.

Следующей барышне на портрете 12 лет и она тут совсем не ребенок. По такому клише могли писать и двадцатилетних, и сорокалетних. Jan van Haensbergen (1642-1605) большинство дам награждал одинаковыми лицами, независимо от возраста (№ 2, № 4, № 5), и позы не сильно отличались.

№ 4 Jan van Haensbergen Портрет Adriana Constantia Sohier de Vermandois 1687, частная коллекция, 51.5х42.5 см.

Вот то же самое личико у девушки, которой уже 18 лет. Снова те же наряды, руки, наклон головы (ах как мило!).

№ 5 Jan van Haensbergen Портрет Anna Catharina van Heemskerck 1694, частная коллекция, 29.5х24.5 см.

Следующая дама сделана по тому же трафарету, что и предыдущая (о трафаретах будет позже), но объявить и ее Anna Catharina van Heemskerck нет никаких оснований, потому что у Jan van Haensbergen более дюжины (!) подобных дам, так что имени мы не знаем.

№ 6 Jan van Haensbergen Портрет неизвестной первая половина 1690-х гг, частная коллекция, 54.5х44.6 см.

Кукольные эти физиономии не запомнишь – ни у кого нет характерных черт. Но это не предел: в Англии продолжатели дела Ван Дейка, который и ввел интернациональную элегантность, писали ВСЕХ тамошних леди с одним и тем же выразительным (!) и соблазнительным русалочьим лицом! Голландский же образ, которого добивались женщины и художники, соблазнительности не требовал, да и подчеркнутой молодости тоже, главным было быть «как во Франции». Вот портрет двадцатилетней женщины.

№ 7 Неизвестный художник Портрет Geertruyt Anna Spiering van Spieringshoek ок. 1715, Музей Франса Халса, Харлем, 54.5х44.5 см.

А вот портрет пятидесятисемилетней. Есть ли разница в подходе к изображению лица и прелести? Я не вижу.

№ 8 Приписывается Gerrit Alberts Портрет Adriana Johanna Cornelia Schimmelpenninck van der Oyeок. 1718, частная коллекция, 79х62 см.

Идентичные портреты часто изображали совершенно незнакомых дам с разницей в возрасте в 20 или больше лет. Вот Bregitta Lestevenon 25 лет от роду.

№ 9 Константин Нетшер Портрет Bregitta Lestevenon 1693, частная коллекция, 53х44.5 см.

Тот же художник, тот же год, тот же размер холста, но женщину зовут иначе – Elisabeth Backer, а лет ей 49.

№ 10 Константин Нетшер Портрет Elisabeth Backer 1693, частная коллекция, 53х45 см.

Все тогда понимали, что на портретах изображается не человек, а нечто иное – обязательная для порядочной голландки маска. Вот портрет 76 летней дамы без возраста в интернациональном элегантном стиле.

№ 11 Питер де Верф Портрет Margaretha Bonser 1705, частная коллекция, 48х40 см.

Вот та же самая бабушка, написанная тем же самым художником на пять лет раньше. Тут она в том же выдуманном антураже, но вполне старуха и в настоящей старушечьей униформе того времени. Портрет продан в 2012 году за 500 долларов, есть еще два его варианта.

№ 12 Питер де Верф Портрет Margaretha Bonser 1700, частная коллекция, 47.6х39.4 см.

У портретов разные цели, первый (№ 11) это витрина и вывеска, а другой (№ 12) это уже изображение самого человека, которое дарят детям или внукам, чтобы те помнили.

Лишь иногда во французском стиле показывали старость, вот дама 80 лет от роду.

№ 13 Gerhard Jan Palthe Портрет Johanna Margaretha van Arnhem 1716, частная коллекция, 72.5х58.6 см.

Адриан ван дер Верф

Возраст становился важен и появлялся в картинах, когда художник несколько раз писал дочь или жену. Таких случаев немного. Знаменитейший Адриан ван дер Верф изображал свою дочь Maria van der Werff (1692-1731) три раза. Один раз на автопортрете 1699, где она на картине в картине. Там ей, по идее, семь лет.

№ 14 Адриан ван дер Верф Автопротрет с портретом жены и дочери фрагмент, 1699, Ряйксмузеум, Амстердам, 81х65.5 см.

Характера и узнаваемости не найти, зато видно, что ребенок.

№ 14 а деталь.

Почему «по идее, семь»? Потому что автопортрет этот копия с автопортрета (сейчас в Уффици), исполненного двумя годами ранее. Поздний портрет изменен, так художник не забыл украсить себя золотой медалью, полученной им в 1698 году от курфюрста Пфальца Иоганна Вильгельма. Скорее всего, и дочку художник написал заново.

№ 15 Адриан ван дер Верф Автопротрет с портретом жены и дочери фрагмент, 1697, Уффици, Флоренция, 89х73 см.

Надо привести и эту раннюю пятилетнюю дочку, хотя она на картине совсем невнятна и смазана.

№ 15 а деталь.

А теперь на отдельном холсте девочке исполнилось двенадцать и она подросток. Получилось!

№ 16 Адриан ван дер Верф Портрет Maria van der Werff 1704, Музей Роттердама, 80х67 см.

Двадцать шесть! Возраст, подходящий для красавиц.

№ 17 Адриан ван дер Верф Портрет Maria van der Werff 1718, Музей Роттердама, 79.5х67.5 см.

5.0.3

Возраст-то показан, а вот похожа ли? Вряд ли… Можно посмотреть на жену Адриана ван дер Верфа, Margaretha Rees (1669-1732). Сначала ей двадцать девять лет. Этот чуть пучеглазый женский тип встречается на многих голландских портретах Стандартная дама с голландской картины.

№ 18 Адриан ван дер Верф Портрет Margareta Rees 1698, Музей Гарварда, 48х39.7 см.

На упомянутом автопортрете есть и жена, там она фея в волшебном наряде, ни малейшего сходства с портретом годом ранее. Только голова наклонена так же.

№ 14 б деталь.

На следующем портрете Margareta Rees 36 лет и это совсем другое лицо, другой тип, другой человек…

№ 19 Адриан ван дер Верф Портрет Margareta Rees 1705, Музей Роттердама, 80х67,5 см.

Для полноты комплекта нужна и жена с портрета из Уффици, хотя она там вообще ни в какие ворота. Ну что за чушь – есть у художника жена, а он на нее не смотрит и под ее видом рисует голую воображаемую нимфу.

№ 15 б деталь.

Но не стоит думать, что портрет жены 1698 года был на нее похож, а на автопортретах у художника были какие-то другие резоны, из-за которых он и писал богинь и ангелков, а не живых людей. Не так. Вот заказной портрет Elisabeth Dierquens (ей тут 20 лет) кисти Адриана ван дер Верфа, за четыре года до того написанный на холсте того же самого размера (размеры совпадают до миллиметра!) в той же позе и с тем же лицом. Сильно отличаются только волосы – одни коричневые, а другие светлые, напудренные, чтобы стало жемчужно.

№ 20 Адриан ван дер Верф Портрет Elisabeth Dierquens 1694, Ряйксмузеум, Твенте, 48х39.7 см.

Адриан ван дер Верф писал портреты своей семьи для самого себя… Несмотря на это, вместо двух получилось шесть или даже восемь разномастных дам без характерных черт лица. Восемь! Единственное объяснение, которое я нахожу – интернациональный элегантный стиль, как и любая мода (и тогда, и сейчас), полностью стирает с женщины индивидуальность. (А скажите – до сих пор есть дамы, которые хотят быть модно одеты?) Вот потому художники тех красавиц и не писали похоже.

Жест

Про обещанные жесты и трафареты. Всеобщее желание опортретиться привело к промышленному изготовлению картин, промышленность же требует разделения труда и иных подходов. Если каждая без исключения красавица просила у художника одно и то же, то можно было и подготовиться, творец и подготавливался: к началу сезона его рабочие производили и запасали многие десятки дам в пленительных позах на фоне модных пейзажей, а когда в мастерскую впархивала заказчица, то в оставленном пустом месте над декольте мастер писал лицо платящей особы. Клиентки могли получить своё роскошное изображение на следующий день.

Примером станут отец и сын Нетшеры, Каспар и Константин (Caspar Netscher 1635/1636-1684, Constantijn Netscher 1668-1723)

№ 21 Каспар Нетшер Портрет дамы с попугаем 1673, Картинная галерея старых мастеров, Кассель, 46х38 см.

№ 22 Мастерская Каспара Нетшера Портрет дамы 17 в., частное собрание, 48х38 см.

Тут поза чуть изменена, но руки те же самые.

№ 23 Каспар Нетшер Портрет дамы 1683, частное собрание, 47.6х38.8 см.

Теперь картина Нетшера-сына, на которой его модели 30 лет, а пальчиками правой руки Anna Maria Roman стрижет точно так же, как и модели Нетшера-отца… Левая же по-прежнему беспомощно лежит и зовет защитника

№ 24 Константин Нетшер Портрет Anna Maria Roman 1710, Маурицхейс, Гаага, 57.5х46 см.

Иногда трафарет переворачивался и тогда дама сидела в другую сторону.

№ 25 Каспар Нетшер Портрет дамы 1674, частное собрание, 48.3х40 см.

Другие художники тоже любили эти изящные руки.

№ 26 Jan van Haensbergen Портрет Anna Catharina Sohier de Vermandois 1687, частная коллекция, 51.5х42.5 см.

И если надо, тоже переворачивали трафареты. Не обознайтесь, дама тут другая.

№ 27 Jan van Haensbergen Портрет дамы 1687, частная коллекция, 47.5х41.3 см.

Можно привести еще сотни похожих поз из Голландии, Англии и иных стран. Воистину элегантность была интернациональной!

Трафаретность картин началась не с Нетшеров, позы и жесты были опробованы и удачно продаваемы Ван Дейком и его последователями, но о поточном производстве «хороших» и ныне любимых художников историки искусств предпочитают молчать. Про золотовековых художников обычно говорят, что они просто писали похожие композиции. Но было, было! Не забыть и не простить. Началось рано, а потом число обуниформенных женщин и мужчин росло, и они-то в конце концов вытеснили живую и серьезную портретную живопись.

Заключение

Вывод из этой заметки можно сделать самый оптимистический: если вы в музеях пробегаете мимо портретов, ни разу на них не взглянув, то это не из-за того, что вы сушеная вобла с плохим характером, чуждым прекрасному, а потому, что художники писали скучно и не интересно.

Сейчас требования к фигуративным живописцам гораздо выше, нужно показать характер модели, частью характера будет как раз возраст. Модель должна быть похожа, а композиция оригинальна. Нужны цвет, ритм и много чего еще. Даже это не гарантирует успеха, должно быть видно, ради чего портрет написан, а уже после всего этого списка требований картина обязана еще и понравиться.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: