Рейсдал или о похожести на натуру

Пейзаж (2)

Сперва анекдот, о любителе искусства, ругавшем авангардистский портрет, что тот «вовсе не похож на человека». На вопрос художника «что такое похож?», ругатель предъявил из бумажника фотографию собственной жены. «Неужели Ваша жена такая маленькая, квадратная, черно-белая и плоская?» – парировал живописец.

Любая картина, даже trompe l’oeil (обманка), будет двумерным и раскрашенными холстом или панелью, а не живой жизнью. Вот хороший пример (№ 1) фламандца Корнелиса Гяйсбрехтса (Cornelis Gijsbrechts ок. 1635-ок. 1675). Прошу поверить, что на приведенной ниже репродукции ажурно вырезанная панель выглядит обманнее, чем в музее. В Вашингтонской национальной галерее «Висячая сумка для писем» показалась мне всего лишь раскрашенной фанерой.

Датировка картины 1677 (через два года после смерти автора) – на совести дилера-продавца, Вашингтонской национальной галереи и Нидерландского института истории искусств, которых это противоречие не смутило.

1 Корнелис Гяйсбрехтс Висячая сумка для писем 1677, частная коллекция, 66х26 см.
001

«Не похоже!» бывает и не потому, что изображения малы – фотографию леса, пусть даже два метра на три и даже сбрызнутую альпийским освежителем воздуха, трудно принять за настоящий лес. Тем не менее фотографии кажутся привыкшим к ним семи с половиной миллиардам населения (2020) вполне реалистичными. Живые люди, как в приведенном анекдоте, повсеместно считаются похожими на свои фотокарточки. И тут первое удивление: снимки эти могут быть черно-белыми, постановочными, в нехарактерном ракурсе и свете, отретушированными так, что нарушается анатомия, а кожа становится лакированным пластиком, но все равно они будут числиться похожими, смотреться и называться реализмом. Изможденная голодом отфотошопленная, обложечная модель, у которой из талии сделали былинку, нравится миллионам мужчин («какая красавица!») и женщин («хочу быть такой же стройной!»), кажется им реально существующим человеком и даже идеалом. Большинство голландских пейзажей, о которых эта заметка, напоминают улучшенную фотографом журнальную девицу: невзрачный в действительности холм на картинах обычно делался величав и закрывал собою горизонт, тонкий дубок становился кряжист, а кирпичные остатки сломанного дома превращались в почти античные руины. Зрители же и доныне почитают такие пейзажи реализмом.

Рейсдал

Сейчас Рейсдал считается самым важным-лучшим-известным голландским пейзажистом. Рейсдал был… но тут важно не запутаться в Рейсдалах, их целых четыре, здесь же будет о главном – Якобе ван Рейсдале (Jacob Isaacksz. van Ruisdael 1628/29-1682), а не о его отце (Isaac van Ruisdael), дяде (Salomon van Ruysdael) или двоюродном брате, тоже Якобе, но с другим отчеством (Jacob Salomonsz. van Ruysdael).

Рейсдал был реалист и его пейзажи всегда «как на фотографии». Так что одна из тем этой заметки – похожесть, хороша она или плоха, нужна или нет, что она такое и бывает ли. Но сначала нужно посмотреть на живопись. Приведу хорошую и «фотографически-точную» картину Рейсдала, именно за такие картины его и считают великим.

2 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с мельницами около Харлема ок. 1650-1652, Даличская картинная галерея, Лондон, 31.5х33.9 см.
002

Картина камерная, приятно повесить дома, у Рейсдала там несколько хороших находок. Главная тема это лучи солнца, с трудом прорывающиеся через облака и освещающие дом, мельницу, дорогу. На ближних к нам зданиях резкая тень, такой контраст можно лишь увидеть (и запомнить или сделать набросок), но не придумать. На мельницу поодаль солнечного света уже не хватило, ее светлая и темная стороны размыты серой погодой, эта отличие между двумя мельницами убедительно держит перспективу. Еще дальше видна харлемская церковь, там лишь воздушная перспектива, а погода и свет там непонятны. Облака плотные, но в паре мест бреши. Прорывы же, через которые освещены здания, нам не видны, они за пределами картины. Замечательно показано, как солнце просвечивает через лопасти мельницы, этим добавляются глубина и воздух и держится пространство. Работа написана в два приема по красному грунту, который виден под краской. Обобщения и деталировка умело сбалансированы.

Ложка дегтя. По неизвестной причине краски Рейсдала безобразно темнели (гораздо сильнее, чем на холстах художников-современников). Некоторые его дневные пейзажи превратились со временем в ночные. На «Пейзаже с мельницами» все зеленые первого плана, написанные прямо по красному грунту, стали прозрачными и теперь кажутся черными (а это треть картины). Тот же самый зеленый пигмент (листья дуба), положенный поверх светлого неба, сохранился лучше и доныне зеленеет (хоть и слабо). Чтобы понять, какой картина когда-то была, надо представить первый план темно-зеленым (трава) и коричневым (дорога). Деревья заднего плана (перед церковью) тоже когда-то зеленели без черноты в листьях. Рисунок дерева перед домом карикатурен, однако не сильно мешает восприятию.

С натуры ли писал эту картину Рейсдал? С наброска, а потом добавил стандартный антураж: изогнул дорогу в нужную художнику сторону, ручей повернул в другую нужную сторону, придуманным дубом привязал композицию к правой стороне рамы. Картина хороша и реалистична. Фотографична.

Отступление. Копия Констебла

Интересно сравнить «Мельницы» с их копией, сделанной Констеблом через 180 лет.

3 Джон Констебл Копия картины Рейсдала «Пейзаж с мельницами около Харлема» 1830, Даличская картинная галерея, Лондон, 31.6х34 см.
003

Во-первых, видно, что и во время Констебла зеленые пигменты оригинала уже почернели. Констебл не выдумывал, а копировал то, что видит. И ему злоприобретенная коричневость показалась допустимой и реалистичной. Во-вторых, свет и тень на мельницах, да и вся воздушная перспектива не привлекли его внимания, на его копии они смазаны, а не выделены. Что же тогда Констеблу в этой картине понравилось? Не знаю. И тут уместно еще раз вспомнить истину, что в разные времена нравится разное. Рейсдал, например, не всегда считался самым-самым, а был только одним из. А его ученик и последователь Хоббема, в 17 веке никому не нужный, вдруг стал любимцем целой Англии и со времен регентства (второе десятилетие 19 века) до двадцатых годов 20-го века держал вместе с Альбертом Кейпом первое место среди пейзажистов. Тогда-то картины Рейсдала и других живописцев 17 века стали подписывать фальшивыми подписями Хоббемы. Сейчас мода сменилась, Рейсдал вырвался вперед, а фальшивые подписи можно стереть. При этом картины Рейсдала рокировались: раньше его героические пейзажи ценились менее водопадов, а сейчас наоборот. Короче, любым славословиям (и проклятиям) не нужно полностью доверять.

Великому художнику приличен героизм

В 18 веке у Рейсдала образовалась репутация (за его руины и водопады), которая не пропала и потом. Гете пофимиамил ему в эссе «Рейсдал как поэт» (1816), и тут надо помнить, что олимпиец любил восхвалять общепризнанное и уже давно всеми почитаемое. Похвалы Гете свидетельствуют не о собственных предпочтениях, а о вкусах стада, которое он пас. Рейсдала копировал (восхищаясь) Констебл (1776-1837), а Фромантен (1876) назвал Рейсдала «одним из двух величайших пейзажистов мира» (вторым был, по его мнению, Клод Лоррен). Сейчас цены на Рейсдала бегают от тридцати тысяч фунтов стерлингов за «якобы Рейсдалей», продавливаемых почтенными аукционами, до 80.000-100.000 фунтов-долларов за всеми признанные, дешевые и потрепанные картины и до двух-трех миллионов долларов за тщательные и известные холсты в хорошем состоянии. Ругали Рейсдала тоже, но обычно те, кто просто не любил целиком все голландские пейзажи (Рескин, например).

Любимую нашим временем часть живописи Рейсдала с могучими дубами, бурными и низвергающимися потоками, суровыми зимами, гордыми замками и уединенными уголками, поросшими мхом, назвали «героической». Мне же при виде этих бурь и романтических руин иногда хочется употребить слово «клюква». Вот эти пейзажи.

4 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с руинами замка Эгмонта ок. 1650-1655, Чикагский институт искусств, 98х130 см.
004

Глядя на эти романтические развалины, хочу напомнить, что Голландия это ровное, как стол, цивилизованное место с ухоженным газоном и небольшим прудиком, чтобы глазам владельцев замков было на чем отдыхать. Никаких неровностей почвы, эксцессов и стремнин, а бури обычно пережидают дома, наружу не высовываясь. Чтобы ясней увидеть героику Рейсдала, надо сравнить его руины с гравюрой Абрахама Радемакера, изображающей развалины, топографически, спокойно, при хорошей погоде и без возбуждения.

5 Абрахам Радемакер Пейзаж с руинами замка Эгмонта ок. 1727-1733, 8х11.5 см.
005

Теперь самая знаменитая работа Рейсдала «Мельница в Вейке», висящая в «Зале славы» в Ряйксе. С тех пор, как «Мельницу» стали считать наигениальнейшей его картиной, написано несколько риторических доказательств, почему она такая прекрасная. Любопытно, что рациональные объяснения этих восторгов разнятся формой, смыслом, логикой, примерами, интонацией и всем прочим.

6 Якоб ван Рейсдал Мельница в Вейке ок. 1668-1670, Ряйксмузеум, Амстердам, 83х101 см.
006

Глядя на большинство голландских пейзажей, надо понимать, что они не отражение реального мира, а нечто воображенное и нафантазированное, столь желанное покупателями искусства. Настоящая мельница в Вейке была не великаншей, а незаметной, скромной, обычной. Вот ее рисунок, сделанный в середине 18 века.

7 Ян де Бяйер Мельница в Вейке 1750, Ряйксмузеум, Амстердам,10.6х16.9 см.
007

Часты у Рейсдала обезображенные стволы могучих деревьев. Должен сказать, что я таких в Голландии не видел…

8 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с мертвым деревом и надвигающейся бурей 1649, Musée Fabre, Монпелье, 25.5х21.5 см.
008

Еще одна картина (№ 9) из «Зала славы». Непонятно, был ли «Зимний пейзаж» трагически-промозглым изначально, или же это пигменты потемнели и добавили неуюта и тревожной зимней непогоды.

9 Якоб ван Рейсдал Зимний пейзаж ок. 1665, Ряйксмузеум, Амстердам, 42х49.7 см.
009

Теперь знаменитое «Еврейское кладбище». У Рейсдала их даже два, непохожих друг на друга, одно в Детройте, другое в Дрездене. В результате у искусствоведов между собою возник великий спор, какое лучше. Детройтское, которое большего размера, победило. А так как автоматически считается, что лучшая картина пишется первой, то первенство детройтской выражается в датировке, пусть и неопределенной, но на годик раньше.

10 Якоб ван Рейсдал Еврейское кладбище ок. 1654-1655, Детройтский институт искусств, 142.2х189.2 см.
010

Приведу и дрезденское кладбище, чтобы читатель мог поучаствовать в голосовании и выбрать себе наилучшее.

11 Якоб ван Рейсдал Еврейское кладбище ок. 1655, Дрезденская галерея, 84х95 см.
011

И в завершение – героический рисунок из Метрополитен.

12 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с дюнами и дубом между 1650–1655, Метрополитен, Нью-Йорк, 21х19.1 см.
012

Хочу предостеречь зрителя от приписывания Рейсдалу великих чаяний титанической души, которая не могла успокоиться, если не изображала трагических последствий космических катаклизмов. Рейсдал хотел лишь прокормиться, а героические пейзажи покупались публикой. Когда же вкус и мода менялись, то и Рейсдал менял свои темы.

Гении все делают сами и зарплата им не нужна

Сейчас Рейсдал прочно сидит в «великих художниках». Это современное отношение к мастеру изменяет его традиционную биографию. Раньше считалось, что стаффаж (фигурки для оживления пейзажей) ему во всех (!) картинах писали другие мастера, а сам он… не умел. Теперь решили, что умел, что гению не пристало постоянно полагаться на субподрядичков, а потому некоторые хорошие фигурки на его картинах стали постепенно считаться написанными самим Рейсдалем, а плохие стремятся по-прежнему приписать его коллабораторам. Вот пример «плохих» (на современный вкус) фигур с картины № 13.

13 деталь
013 a

13 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с руинами церкви в Мяудерберге 1650-е гг., Музей Ашмолеан, Оксфорд, 66х75 см.
013

Вот «хорошие» фигуры, которые раньше приписывали кисти Ваувермана, а сейчас самому Рейсдалу. Они со знаменитой картины «Le Coup de Soleil» («Луч солнца») из Лувра (14).

14 а деталь
014 a

14 б деталь
014 b

14 Якоб ван Рейсдал Луч солнца, 1660-е гг., Лувр, Париж, 83х99 см.
014

От художника дошло до нас (согласно каталогу Seymour Slive 2001 года) почти 700 картин, более 130 рисунков, 13 офортов. 700 сохранившихся картин это невероятно много, к тому же на аукционах появляются и новые рейсдалы, в каталог не включенные.

Картины Рейсдал писал 36 лет (с восемнадцатилетнего возраста до смерти в 54 года), а если вспомнить, что всегда немало холстов и рисунков сгнивает, сгорает, теряется и теряет атрибуцию, у Рейсдала выходит более двадцати картин в год. Две в месяц без выходных, отпусков и творческих кризисов. Если добавить к этому отсутствие электрического освещения и короткие зимние дни, когда особенно и не поработаешь красками, то сомневаешься – а не робот ли он?

Совсем удивительно, что Рейсдал был еще и практикующим врачом-хирургом (а значит, несколько лет учился медицине). Впрочем, факт этот несимпатичен поклонникам художника, потому что негоже парящему в эмпиреях гению оказываться приземленным врачом с зарплатой. Сейчас, после нескольких убедительных статей, доказавших, что Рейсдал врачом не был, специалисты по Рейсдалу с облегчением вздохнули. Другие же специалисты по Рейсдалу не согласились, посетовали на неубедительность статей и продолжили считать Рейсдала и художником, и хирургом одновременно. Если все же решить, что врачом он был (а три независимых свидетельства современников трудно игнорировать), то тогда на производство одной картины у него шло меньше недели…

Корнелис Вром, которому Рейсдал подражал

В серьезных книгах о любом художнике говорят о повлиявших на него мастеров. Это правильно, потому что надо знать, чем одно поколение художников отличается от другого. Это-то и есть история искусств. Одним из тех, у кого Рейсдал многому научился, был харлемский художник Корнелис Вром (Cornelis Hendriksz Vroom ок. 1590/92–1661). И тогда вопрос: был ли Рейсдал новатором, создавшим свой неповторимый стиль?

Любая тема пейзажа, за которую брался Рейсдал, была им хорошо освоена, но революционером в живописи он не был. Поучительно, что работы Рейсдала путают с картинами Врома, его предшественника (когда путают гения с его последователями, это нормально). Гений должен сильно отличаться от нормы, должен обогнать своих учителей на несколько поколений, про Рейсдала же так не скажешь, разве что он писал тщательнее других и тяжелой работы не боялся. Приведу несколько картин, где атрибуция менялась.

Картина 15 долгое время была Рейсдалом (некий энтузиаст когда-то ее даже так и подписал). В качестве Рейсдала картина вошла и в главные каталоги: в Розенберга (1928) и в Слайве (2001). Атрибуцию картине оба ученых давали… по небольшой черно-белой фотографии… Это – как решать, принадлежит ли Пушкину некое новонайденное стихотворение, основываясь на его приблизительном пересказе в прозе… (И это не единственная атрибуция по фотографии у этих ученых.) Некоторые искусствоведы, правда, думали, что картина 15 это Вром, между тем Джорджу Кису, автору каталога Врома, картина была сначала неизвестна, потом он увидел ее фотографию, потом саму картину и решил, что Вром, а по прошествии времени заколебался… В 2005 году Слайве впервые увидел холст и тогда уже проголосовал за Врома… Какой, простите, кавардак в этой вашей истории искусств! Братье-близнецовость картин Врома и Рейсдала объясняют сейчас тем, что шестидесятилетний Вром, увидев, какой Рейсдал ГЕНИЙ, немедленно начал ему подражать… Эх… Картина продана в 2005 за 48.000 фунтов стерлингов.

15 Корнелис Вром Пасторальный пейзаж ок. 1650, частная коллекция 78.5х97.5 см.
015

Следующая картина тоже побывала Рейсдалом, а стала Вромом.

16 Корнелис Вром Скот у поймы в лесу ок. 1650, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, 37.5х50.5 см.
016

Картина № 17 была когда-то Вромом, а потом авторство переделали на Рейсдала.

17 Якоб ван Рейсдал Лесной пейзаж ок. 1660, Музей истории искусств, Женева, 27.6х37.9 см.
017

Мастер и его похожая ботаника

Хваля Рейсдала, стандартно вспоминают его ботаническую точность. Рейсдал был, по утверждению историков искусства, единственным (единственным!!!) голландским художником 17 века, изображавшим в пейзажах не просто деревья, а вполне определенные бук, дуб, вяз, бузину, калину, яблоню, боярышник, иву. Писал он их так, что сейчас на картинах можно определить род растения (но не всегда его вид!).

Молодец ли он? На самом деле точность не так и важна… Картина должна быть не точна, а хороша. Точка. И если для того нужны груши на вербе, то пусть будут груши на вербе. Рейсдал стремился к выразительности, к тому, чтобы картины впечатляли покупателей, а не к достоверной точности ботанического аталаса. Впрочем, к этой документальности долгие годы не стремился никто, архитектура деревьев (строение ветвей и ствола) впервые была описана ботаниками лишь в 60-х годах 20 века. Так зачем требовать от художника научной аккуратности?

Другие голландские деревья, а именно тополь, липа, полевой клен, лещина, ясень, осина, ольха, сладкий каштан, береза, граб, явор, вишня и кизил, на картинах Рейсдала не появляются. Получается, что художник просто брал выигрышные черты нескольких приглянувшихся ему кустов и деревьев и постоянно использовал эти схемы в своих работах.

Увидев на его картинах обилие сухих ветвей и кору, которую можно счесть за растрескавшуюся, историки искусства сейчас считают такие деревья точнейшим изображением дуба. Однако картины Рейсдала это не портреты деревьев (а такой жанр существует). Деревья у него слишком картинные, романтические, ого-го какие, а не реалистические. То же самое с облаками: некоторые типы облаков написаны точно, но и они ради выразительности соседствуют с другими типами, а оба типа одновременно на небосводе не появляются. Сцена, на которой изображены рейсдаловы деревья, иногда полностью вымышлена, например, дубы растут у него из болотной топи, чего в природе не бывает.

В хорошей статье о деревьях Рейсдала, написанной Peter Ashton (ботаником), Akice I. Davies и Сеймуром Слайве (искусствоведами) видна и предвзятость. Если искать ботаническую точность, то… ее и найдешь. Ботанически же неточные изображения внимания ученых почти не привлекли.

Похоже/непохоже

А сейчас хороший пример похожести/непохожести. В 1650 году Рейсдал, судя по всему, первый и последний раз выехал за пределы Голландии и посетил Вестфалию. Из картин, появившихся после этого путешествия, наиболее известны холсты с замком Бентхайм. До нас дошло 14 таких картин, приведу одну из таких.

18 Якоб ван Рейсдал Замок Бентхайм 1653, Национальная галерея Ирландии, Дублин, 110.5х144 см.
018

Картина сделана через три года после путешествия Рейсдала. Вот, как выглядит замок на самом деле: холмик небольшой, а замок невзрачный.

19
019

Вот цветущая калина, которая (по утверждению ботаников) в тех краях не росла, а придумана художником.

18 деталь
018 a

Реализм ли это? Несомненно. Как на фотографии! Точно так же, если снимать на пленку-цифру сразу и без отбора или, не думая, писать красками на этюде то, что видишь прямо перед собой, получится непохоже и невнятно. Улучшения природы, сделанные Рейсдалем напоминают The Coconut Effect, когда в кино снимают или озвучивают заведомо НЕ реалистично, потому что ОТСУТСТВИЕ придуманного и не существующего на самом деле покажется зрителю выдумкой, фантазией, подменой, враньем, словом, чем-то ненастоящим. Потому звук любого вертолета в кинематографе обязан быть как у вертолета «Хьюи» (Bell UH-1 Iroquois времен Вьетнамской войны), радиация должна светиться зеленым светом, а иначе зритель не поймет и не насладится фильмом. Так и у Рейсдала (и не только у него) замок вздымается, а калина как раз зацвела в поле у ручья.

Хотя сравнения голландских пейзажей и научной правды любимы искусствоведами, и картины иногда сравнивают с современными представлениями топографии, геологии и метеорологии, мне кажется это ошибочным.

НИ ОДИН голландец НЕ писал пейзажи с натуры, а всегда в темной студии, это значит, что свет, тон, цвет – всё по памяти. Детали пейзажа часто не соответствовали действительности и там много невероятного: художники писали Италию, в которой не бывали, Сегерс писал горы, которых никогда не видел, Рембрандт тоже выдумывал свои пейзажи, а в небесах на картинах (и не только у Рейсдала) часто сталкиваются взаимоисключающие типы облаков. Иногда на одном холсте сводили вместе несколько мотивов, увиденных (или зарисованных) в разных местах, например, изображая вполне реальные каналы и улицы, задний план могли оживить всем известным зданием, находящимся в совершенно другой части города. Иногда весь пейзаж бывал вымышлен, и это большая группа голландских картин. О Филипсе Конинке речь впереди, о пейзажах Сегерса можно прочитать тут.

И еще про реализм, вернее, как мы его воспринимаем. Не только у Рейсдала, но и у других голландских живописцев зеленые пигменты сильно почернели. Таким образом, картины были сначала более реалистичны, чем мы их видим сейчас. Но хоть кол на голове теши, а голландский пейзаж с черной листвой и травой кажется всё таким же натуралистическим, потому что там… «как на фотографии». Приведу картину, ставшую почти черной.

20 Якоб ван Рейсдал Горный пейзаж с водопадом между 1650 и 1682, Ряйксмузеум, Амстердам, 111х99 см.
020

Рейсдал, мотивы, истоки и повторения

Чтобы писать быстро, есть разные трюки, можно, например, использовать один и тот же мотив. Рейсдал этим все время пользовался, но с тактом и умением. Те самые две мельницы (№ 1), которые так хорошо обозначили на картине перспективу, появлялись у Рейсдала неоднократно. Тот же самый мотив он искал, делая наброски.

21 Якоб ван Рейсдал Мельница на речном берегу, Kunsthalle, Бремен, 9.4х15.7 см.
021

Вот картина с этого наброска.

22 Якоб ван Рейсдал Мельница на речном берегу ок. 1655, частная коллекция 49.5х66.5 см.
Windmill by a River (oil on canvas)

Хорошо видна логика художника: подобно замку Бентхайм, мельница на картине вознеслась над обрывистым берегом выше, чем на самом деле, в небесах появились тревожные облака. Добавлен выдуманный темный первый план справа, тоже обрывистый. На наброске освещение и цвет никак не зафиксированы, залитый солнечным светом берег с камышом, темная тина на воде добавлены художником после. Обрамление сторон холста кустами и деревьями это стандартное решение пространства, готовые наработки, взятые не у натуры, а из головы, нет тут никакой документальности. Вот другой набросок, от которого в картине Рейсдал отклонился еще больше.

23 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с двумя мельницами ок. 1646, Музей Бредиуса, Гаага, 9.6х15.2 см.
023

Опять Рейсдала привлекли две мельницы, близкая и далекая, но потом дальняя мельница и церковь (совсем как в № 1) справа стали ему не нужны, Рейсдал решил писать портрет мельницы и использовал лишь ее очертания с тремя (а не четырьмя) необычными лопастями и дом за ней. Остальное на картине выдумано, добавлено, измыслено, написано так, как должно быть, как привычно зрителю-покупателю.

24 Якоб ван Рейсдал Мельницы на краю деревни ок. 1646, частная коллекция, 47х63.5 см.
024

Ветряная мельница для Рейсдала мотив нехарактерный, их у него немного (десятка полтора-два, в зависимости от того, как считать). При этом маленькая мельница вдали и большая вблизи появляются у него несколько раз. Почему так? Но сначала еще примеры.

25 Якоб ван Рейсдал Две мельницы 17 век, Дрезденская галерея, 13.1х19.6 см.
025

26 Якоб ван Рейсдал Зимний пейзаж с двумя мельницами ок. 1675/80, частная коллекция, 38х42.5 см.
026

27 Якоб ван Рейсдал Две мельницы на речном берегу середина 1650-х, частная коллекция 24.3х33.7 см.
027

Написать много сотен добротных картин (а у Рейсдала нет халтуры) можно, только используя запасенные когда-то решения, мотивы, детали. Для этого надо пройти до конца протоптанную другими тропинку и дальше сделать один самостоятельный шаг. Две мельницы, строящие перспективу, придумали задолго до Рейсдала. Много таких картин и рисунков у Яна Брейгеля Старшего (1568–1625). Вот рисунок 1578 года.

28 Ян Брейгель Старший Четыре мельницы вдоль дороги, 1578, Ряйксмузеум, Амстердам, 11.5х17.5 см.
028

Картина Яна Брейгеля 1606 года.

29 Ян Брейгель Старший Пейзаж с мельницами, 1607, Галерея Спада, Рим, 30.3х47.4 см.
029

Картина № 29 была популярна, есть множество повторений, сделанных и в мастерской Яна Брейгеля Старшего, и другими художниками. Мельницы использовали потом и голландские мастера, любая удачная находка мгновенно становилась известной и повсюду шла в дело.

30 Ян Герритс Свелинк Иллюстрация в книге «Эмблемата» Захарии Хейнса 1625, 11.3х11.3 см
030

31 Неизвестный художник Пейзаж с двумя мельницами, 17 век, Ряйксмузеум, Амстердам, 19.8х30 см.
031

Такие мельницы писали и в 18 веке, и в 19, пишут и сейчас, и будут писать вечно. Художники повсюду использовали не только готовые композиции, например, одни и те же детали встречаются на картинах постоянно: солнечный свет пробивается через крылья мельниц на № 1, № 24, № 34 и № 49.

Дорогой художник

Использовать одни и те же композиции, мотивы и наброски можно по-разному. Ян ван Гойен, делавший ставку на дешевую живопись (картина за день), позволял себе писать десятки почти идентичных картин, Рейсдал же работал для дорогой части рынка, потому его однотипные картины должны были сильнее отличаться одна от другой. Так два «Еврейских кладбища» (№ 10 и № 11) и похожи, и различаются. Этот выбор – писать дорогие картины – у Рейсдала с самого начала его карьеры. Вот одна из самых ранних работ Рейсдала (ему 18 лет).

32 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с мельницей 1646, Кливлендский музей искусств, 49.5х68.5см.
032

А вот то же самое место, но измененное: нет мельницы за забором, она изображена вдали, путники ушагали довольно далеко, облака развеялись, заботами художника выросло еще одно дерево. Картина написана в том же 1646 году.

33 Якоб ван Рейсдал Деревенская дорога и мельница 1646, частная коллекция, 34х46 см.
033

То же самое место еще раз, но через четыре года. Картина большего размера, другие облака, художник отступил назад и мельница теперь дальше от него и развернута в другую сторону, из двух путников сделался один, но с собакой, а перед ними построили сарайчик.

34 Якоб ван Рейсдал Вечерний пейзаж с мельницей у ручья ок. 1650, Картинная галерея Букингемского дворца, Англия, 79.1х102.4 см.
034

Последняя картина (из Букингемского дворца) так потемнела, что ей дали название «Вечернего пейзажа». Вначале же она была светлой, дневной и радостной, это можно понять по разложенной льняной ткани слева на поле у деревни. Солнечным светом отбеливали материю. Белильщицы, намеченные на картине несколькими мазками, работали лишь днем, вечером и ночью поля только лишь охранялись. Впрочем, искусствоведы всерьез говорят о правдивости передачи Рейсдалем вечернего освещения.

Скандинавские водопады

В прошлые века Рейсдал был более всего прославлен своими скандинавскими видами с елками, небольшими реками, порогами, водопадами и водной пеной. Их у него около 150, это самая большая группа его пейзажей. Все эти условно-северные ландшафты абсолютно вымышлены, на Севере Рейсдал не бывал. Так откуда они взялись?

В 1644 году художник Аллар ван Эвердинген (Allaert van Everdingen 1621–1675) посетил Норвегию и Швецию, увидел, как не похожи они на Голландию, и стал писать экзотические северные картины (кроме них он писал панорамы, жуткие шторма на море и водяные мельницы). Вот пара примеров.

35 Аллар ван Эвердинген Норвежский пейзаж 1660-е гг., Национальная галерея Дании, Копенгаген, 219х193 см.
KMSsp512

36 Аллар ван Эвердинген Пейзаж с водопадом ок. 1650-1660, Städelsches Kunstinstitut, Франкфурт-на-Майне, 74.5х66.4 см.
036

После своего путешествия Эвердинген писал Север тридцать лет, используя для полностью воображаемых композиций свои небольшие скандинавские эскизы. Вот такие.

37 Аллар ван Эвердинген Овцы на горном склоне частная коллекция, 11.3х7.3 см.
037

38 Аллар ван Эвердинген Норвежский пейзаж Британский музей, Лондон, 12.6х13.4 см.
038

Изображение излишней суровости природы привлекло покупателей и прославило Эвердингена, ему стали подражать. Вот пример этой популярности: в почерневшем берлинском интерьере Вермеера на стене висит как раз такой северный пейзаж.

39 Вермеер Бокал вина ок. 1658–1660, Берлинская картинная галерея, 66.3х76.5 см.
039

Рейсдал, как и другие художники, следовал моде и спросу, он стал одним из таких подражателей и начал писать однотипные, но отличающиеся одна от другой работы. Судя по их количеству, он весьма преуспел.

40 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с водопадом 1660-е гг., Музей искусств, Базель, 109.8х102.4 см.
040

41 Якоб ван Рейсдал Водопад перед Шлосбергом ок. 1665-1670, Дрезденская галерея, 99х85 см.
041

42 Якоб ван Рейсдал Горный пейзаж с водопадом ок. 1660-1670, частная коллекция, 99.6х86 см.
042

43 Якоб ван Рейсдал Водопад ок. 1660-1670, Национальная галерея Канады, Оттава, 106.7х98.4 см.
043

Для образца, вдохновения и копирования Рейсдал использовал небольшие офорты Эвердингена. Вроде такого.

44 Аллар ван Эвердинген Часовня 12.4х10.6 см.
044

Рейсдал подражал не в одиночестве. Приведу для сравнения несколько горно-скандинавских работ других голландско-равнинных художников, хотевших повторить денежный успех Эвердингена и Рейсдала.

45 Клас Моленар Горный пейзаж с путешественниками у водопада между 1643-1676, частная коллекция, 68х56.2 см.
045

46 Приписывается Herman Naiwincx Скалистый пейзаж с двумя рыбаками между 1638 и1670, частная коллекция, 53х60 см.
046

47 Frederik de Moucheron Горный пейзаж с охотниками на оленей и водопадом ок. 1668-1669, Städelsches Kunstinstitut, Франкфурт-на-Майне, 74.2х66 см.
047

Скандинавские виды с неизменными елками, плохо представляемыми художниками и публикой, могли писаться и в ином вкусе. Вот другое изображение Швеции-Норвегии, абсолютно фантастическое и немного во фламандском духе.

48 Jan Looten Горный пейзаж с водопадом между 1632-1681, частная коллекция, 125.8х189.2 см.
048

Рейсдал, рисунки и офорты

Сохранившиеся наброски (то есть зарисовки с натуры) Рейсдала вопросов не вызывают. А прочие рисунки вызывают. Неясно, зачем они делались. Предположения самые разные: 1. зарисовка композиции, чтобы использовать ее потом еще раз, 2. поиски композиции, перед тем как написать картину и 3. рисунки на продажу. Пару набросков я показал, вот еще.

Рисунок № 49 с упрощениями повторяет № 34, но цель его туманна. Законченность и тщательность исполнения показывают, что это не набросок.

49 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с мельницей у ручья ок. 1650, Британский музей, Лондон, 9.1х15 см.
049

50 Якоб ван Рейсдал Охотник с тремя собаками на опушке 1646, Государственные музеи, Берлин, 28.4х38.6 см.
050

Тщательная деталировка рисунка из Роттердама (№ 51) невозможна на наброске и не нужна для эскиза картины.

51 Якоб ван Рейсдал Пейзаж с деревом над ручьем между 1650 и 1655, Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, 23.6х15.6 см.
051

Офортов у Рейсдала мало (всего 13) и большинство их выглядит титанически-драматически.

52 Якоб ван Рейсдал Ферма на холме ок. 1660, 19.2х27.7 см.
052

Пейзажи с панорамами. Ранняя картина Рейсдала.

Чтобы понять место Рейсдала в голландской живописи, я хочу сравнить картины с одной и той же темой у него и у других художников, но сначала о темах пейзажа. Ученые любят классифицировать, чем постоянно и заняты в свободное от досуга и сна время. В первой серьезной обзорной книжке про голландские пейзажи (Dutch Landscape Painting of the Seventeenth Century Wolfgang Stechow, 1966) картины разделили на тринадцать групп: леса, реки, дюны и сельские дороги, панорамы, воображаемые пейзажи, скандинавские водопады, марины, морские берега, зимние сцены, городские виды, ночные виды, итальянские пейзажи и пейзажи стран, которые не Скандинавия и не Италия. Хм… Не сказал бы, что я вижу логику в таком делении, но с тех пор повелось именно так… Не буду спорить.

Рейсдалу ставят в заслугу многообразие: он писал всё, кроме ночных, итальянских и заморско-нескандинавских видов. Впрочем, других художников того времени хвалят иногда за верность одной-единственной теме… И первая похвала, и вторая – анахронизм, это сейчас ценятся творческий поиск и эксперементы, а также верность самому себе вопреки всему. Раньше же живописец переключался с лесных опушек на марины лишь потому, что менялась мода или же оказывалось, что марины стоят дороже, а времени на их изготовление идет столько же, сколько и на дешевые сельские виды.

Из списка тем я выбрал голландские панорамные пейзажи (не фламандские, не «мировой пейзаж»). Два вопроса: похожа ли Голландия Рейсдала на Голландию и сильно ли Рейсдал отличается от других художников, писавших то же самое? Панорам у Рейсдала около трех десятков (зависит от того, какие именно картины отнести в эту категорию). Сначала ранняя работа. Рейсдалу 19 лет, и пишет он еще совсем не похоже на свои «фирменные» виды Харлема, которые появятся у него через два-три десятилетия. Рейсдал повторяет то, что изображают все художники вокруг.

53 Якоб ван Рейсдал Вид Наардена 1647, Музей Тиссен-Борнемиссы, Мадрид, 34.8х67 см.
Museo Thyssen- Bornemisza

Вот набросок, с которого все и началось. Хороший набросок… На нем ничего, кроме плоской страны и линии горизонта, но Рейсдал счел необходимым зарисовать линию (!) с натуры. На рисунке он ухватил выразительную перспективу, но в живописи потом ее потерял, сделал картину стандартной, обычной. Рисунок Рейсдалом был сохранен. Для чего? Неизвестно.

54 Якоб ван Рейсдал Вид Наардена 1647, Hessisches Landesmuseum, Дармштадт, 12.1х18.4 см.
054

Следующий рисунок почти полностью совпадает с картиной 53. Это или тщательный эскиз для живописи, или, скорее, рисунок на продажу.

55 Якоб ван Рейсдал Вид Наардена 1647, Коллекция РКД, Гаага, 6.3х8.4 см.
055

Холст Рейсдала с Наарденом не сильно отличается от панорам, которые писали многие художники до и после него. Вот Ян ван Гойен (1596-1656). Дешевые, быстрые (хорошие) картины, написанные в то же самое время, что и первая панорама Рейсдала. Ван Гойен тоже делал наброски для своих плоских пейзажей.

56 Ян ван Гойен Вид на Харлем и озеро Харлем 1646, Метрополитен, Нью-Йорк, 34.6х50.5 см.
056

57 Ян ван Гойен Вид на Рейнланд 1647, Smith College Museum of Art, Нортхэмптон, Массачусетс, 41.3х61 см.
057

У молодого Альберта Кейпа (1620-1691), плоская земля тоже иногда становилась самым главным в картине.

58 Альберт Кейп Плоский ландшафт ок. 1640, Старая пинакотека, Мюнхен, 29х44.4 см.
058

Еще одна ранняя панорама Кейпа.

59 Альберт Кейп Панорамный пейзаж с пастухами ок. 1640–1645, Музей искусств, Сент-Луис, 76.8х107 см.
059

Пейзажи с панорамами. Филипс Конинк.

Филипс Конинк (Philips Koninck 1619-1688) сейчас известен своими панорамами. Другие его пейзажи, а еще портреты, жанровые и исторические картины ныне менее желанны. Жил Филипс Конинк в плоской Голландии и писал плоскую землю сорок лет – с конца 40-х годов и до самой смерти. В прошлом панорамы Рейсдала и Конинка иногда путали, сейчас разница между двумя художниками хорошо видна. Живопись Конинка вымышлена и не с натуры, быстрая и свободная. Рейсдал же писал с набросков и тщательно-искусно.

60 Филипс Конинк Плоский пейзаж с дальними холмами 1648, Манчестерская галерея искусств, 29.8х40.8 см.
060

61 Филипс Конинк Панорманый пейзаж с дальним видом Харлема 1654, Statens Museum for Kunst, Копенгаген, 150х203 см.
061

62 Филипс Конинк Панорамный пейзаж с дорогой у реки 1655, Национальная галерея, Лондон, 137.4 x 167.7 см.
062

63 Филипс Конинк Панорамный пейзаж с соколиной охотой ок. 1670, Национальная галерея, Лондон, 132.5 x 160.5 см.
063

Пейзажи с точно такой же идеей – ого-го, смотрите, как плоско и просторно – и стал писать с 60-х годов Рейсдал.

Другие панорамы до Рейсдала

Когда человека наряжают в гении, то прославляют его оригинальность и отмечают влияние на толпу подражателей. Рейсдал подобных клише не избежал. Вообще-то хорошо бы доказать, конечно, что художники-современники немедленно поняли, что Рейсдал – гений, что гению надо подражать (а ведь не очевидно), что многочисленные панорамы стали писать по-рейсдаловски, увидев именно его работы. Но было не так, просто в каждое время люди видят похоже, а значит, рисуют, гравируют, пишут и покупают тоже похоже. Приведу несколько работ, созданных ДО первых опытов Рейсдала с панорамами Харлема.

64 Ян ван де Вельде младший по рисунку Питера Саерендама Вид Харлема и реки Спаарне с юга 1628, 39.5х58.5 см.
064

65 Reyer Claesz Suycker, Вид Харлема 1630-е гг., Музей Халса, Харлем, 20.5х35.5 см.
065

66 Anthonie Waterloo Вид Харлема с северо-запада ок. 1650, Архив Северной Голландии, Харлем, 39.5х58.5 см.
066

67 Anthony Jansz van der Croos Панорамный пейзаж с фигурами и Лейденом вдалеке 1650, частная коллекция, 37.5х57.8 см.
067

Пейзажи с панорамами. Фирменный Рейсдал.

Я приведу панорамы Рейсдала с Харлемом, а еще есть у него с Алкмаром и Амстердамом. Любые пейзажи с видом на целый город Харлем и с церковью святого Бавона, над ним громоздящейся, называются по-голландски Haarlempjes. Тут у меня затруднение, просто не представляю, как перевести, уменьшительное имени существительного от слова «Харлем» во множественном числе (не называть же их «Харлемушками»). Haarlempjes Рейсдал начал писать не в Харлеме, а лишь после того, как переселился в Амстердам, самые ранние картины датируют 60-ми годами, писал он Haarlempjes и в следующем десятилетии. Живопись эта по небольшим (всего десять на пятнадцать сантиметров) наброскам. Самая знаменитая панорама Рейсдала находится в Цюрихе.

68 Якоб ван Рейсдал Вид Харлема с полями для отбеливания холста ок. 1670-1675, Kunsthaus, Цюрих, 62х55 см.
068

69 Якоб ван Рейсдал Панорама Харлема ок. 1670, Guildhall Art Gallery, Лондон, 43х42 см.
Panoramic View of Haarlem, c.1670 (oil on canvas)

70 Якоб ван Рейсдал Вид Харлема с полями для отбеливания холста ок. 1670, Государственные музеи, Берлин, 54.1х66.9 см.
070

71 Якоб ван Рейсдал Вид Харлема и руины Huis ter Kleef ок. 1675-1680, Musée Jacquemart-André, Париж, 40х40 см.
071

Haarlempjes Рейсдала отличаются от панорам Филипса Конинка гораздо большим количеством деталей, работы, проработки. Гладкостью и иллюзорностью. При этом картины остаются живописью, не становятся графическим перечислением деталей. Рейсдал продавал картины, судя по всему, на свободном рынке и продавал не дешево, а Голландские покупатели хотели тщательности, искусности и уверенности, что они платят за потный и долгий труд, а не за быструю мазню. Вот небольшой холст из Маурицхейса. Детали прописаны тонко.

72 Якоб ван Рейсдал Панорама Харлема с полями для отбеливания холста ок. 1670-1675, Маурицхейс, Гаага, 55.5х62 см.
072

На еле заметном кресте церкви в самой дальней дали показаны освещенная и затененная части. Тонкая полоска городских крыш частично затенена, частично освещена, а сзади уходит в воздушную перспективу. Холсты на веревке не просто мазки белой краски, а с прописанными складками.

72 деталь а
072 a

Каждый из миниатюрных людей занят чем-то своим.

72 деталь б
072 b

С переднего плана до линии горизонта взгляд путешествует через поля, кусты, деревья, новые поля, дальние заросли, дома и самые дальние дома и туманные шпили совсем вдали.

72 деталь в
072 c

Каждую такую панораму Рейсдал писал с наброска. В музее Бредиуса хранятся три таких рисунка, а в Ряйксе еще один.

73 Якоб ван Рейсдал Вид Харлема год ???, Музей Бредиуса, Гаага, 9.2х15 см.
073

74 Якоб ван Рейсдал Вид Харлема год ???, Музей Бредиуса, Гаага, 10.7х15 см.
074

Почему панорамы сделаны с натуры, а множество других пейзажей у Рейсдала вымышлены? Мы не знаем.

Голландия ли это? Похоже ли? Да. Земля там именно такая – ровная во все стороны, куда ни смотри. Как в картинах Рейсдала церковь святого Бавона (80 метров) возвышается над пейзажем, так же главные большие храмы голландских городов упорно видны и видны, сколько ни отъезжай от города. Это впечатление-ощущение Рейсдал передал точно. Чтобы вышло выразительно, в картинах преувеличена птичьеполетность. Даже если залезть на дюны, встать спиной к морю, подпрыгнуть и посмотреть на город, то окажешься пониже и увидишь поменьше, чем на картинах. Эти пейзажи, кроме того, похожи на Голландию потому, что мы ЗНАЕМ, что Голландия именно такова – ровная, без гор и кочек.

Что НЕ похоже? Небо, которое в Голландии гораздо ниже, чем у Рейсдала. Цвета тоже совсем другие, почти всегда видишь лишь серый и зеленый, подавляющие любые другие. Рейсдал сделал пейзаж веселей и многокрасочней, чем на самом деле. Эти отступления от «правды» делают картины только лучше.

Подражания Рейсдалу

Когда Рейсдал взялся писать панорамы, он пришел на хорошо утоптанный пятачок, пробился в первый ряд и написал около трех десятков превосходных работ, которые в свою очередь вызвали к жизни картины и рисунки других художников. В этих скромных живописцах специалисты часто путались. Приведу несколько панорам и, если есть, аукционные цены на них. Вот Николаес Халс, сын знаменитого Франса Халса.

75 Николаес Халс Харлем с юго-запада 17 век, Ряйксмузеум, Твенте, 67.5х83 см.
075

За картину Яна Вермеера ван Харлем Старшего 76 в 2018 заплатили 11,250 долларов.

76 Приписывается Яну Вермееру ван Харлем Старшему, Вид Харлема с церковью святого Бавона вдалеке 1680-е гг., частная коллекция 30.8х42.5 см.
076

В 2000 году на Кристис за 9,988 фунтов стерлингов продали картину неизвестного, которого назвали « художник круга Cornelius S. van der Schalcke» (1611-1671). Раньше считали, что холст написан Якобом Конинком, старшим братом и учителем Филипса (Конинков-художников не меньше, чем Рейсдалей-художников и картины их, разумеется, часто путают), аукцион об этой атрибуции не знал и высосал из пальца свою. Что и отразилось на невысокой цене.

77 Художник круга Cornelius S. van der Schalcke Вид Харлема, 17 век, частная коллекция 73х106.5 см.
077

Через год, в 2001, точно такая же картина с подписью Филипса Конинка была продана на том же Кристис уже за 135,750 фунтов стерлингов.

78 Филипс Конинк Поля для отбеливания около Харлема и церковь св. Бавона 1677 год, частная коллекция, 72.5 x 106.5 см.
078

С Вермеерами ван Харлем дела обстоят проще, их всего два – Старший и Младший. Правда, путают и их. «Вид Харлема со стороны дюн» (79) когда-то давно считался сначала Рейсдалом, потом Филипсом Коннинком, а потом Яном Вермеером ван Харлем Старшим.

79 Ян Вермеер ван Харлем Младший Вид Харлема со стороны дюн между 1660 и 1670, Национальный музей Тиссена-Борнемиссы, Мадрид, 65.3х84 см.
Museo Thyssen- Bornemisza

Haarlempjes и похожие на них пейзажи можно приводить еще и еще, но лучше остановиться. После того, как Рейсдал и Конинк начали писать панорамы, таких картин стало больше. Художники подражали… вряд ли гению, а, скорее, коммерческому успеху.

Отличается ли Рейсдал от тех, кто писал Haarlempjes до и после него? В той же степени, как каждый художник отличается от других художников. Никакой революции Рейсдал не совершил. Писал солидно и искусно и… и всё. Чтобы понять это, можно посмотреть на историю его картины из английской частной коллекции, одолженной сейчас (2020) Лондонской Национальной галерее (№ 80). Мартин (1911) считал ее картиной подражателя, Розенберг (1928) Рейсдалем, J. Giltay (1980) думал, что это подражатель, Слайве сначала (1981) считал Рейсдалем, а потом в своем каталоге стал считать подражателем (2001), в 2018 участь картины была решена, ее продали на аукционе Сотбис за 2,650,000 фунтов стерлингов. Теперь, оспорить ее подлинность сможет лишь тот, кто не побоится тяжбы с Сотбис, адвокаты которой зорко стерегут атрибуцию, данную ей аукционом.

80 Якоб ван Рейсдал Панорама Харлема ок. 1670, частная коллекция, 53.5х67.5 см.
080

Так хороша ли картина? На самом ли деле стоит три миллиона долларов? Или это лишенный таланта последователь Рейсдала и цена холсту должна быть десять тысяч долларов?

Напоследок

О других темах Рейсдала я писать не буду, они представление о художнике не изменят. Рейсдала много повсюду (что нетрудно с 700 картинами!), в Эрмитаже, например, пять выставлены, два в запаснике, в Пушкинском выставлены два, а четыре в запаснике – неотреставрированные, потертые, с желтым лаком. Хм, как бы Рейсдала ни славословили, но такие факты лучше показывают его место в истории живописи.

Учеников у Рейсдала было двое. Один достоверно известный и знаментый – Мейндерт Хоббема (Meindert Hobbema 1638–1709), а другой твердо предполагаемый и не очень известный – Ян ван Кессел (Jan van Kessel 1641–1680). О них я расскажу в следующей заметке.

Манера живописи, которой следовал Рейсдал была популярной, так писало довольно много пейзажистов. Именно такие картины и называются голландской школой. Этот стандартный вид голландского пейзажа тысячами своих картин противоречит уникальности, которая подразумевается в искусстве. (Тысячи итальянских мадонн противоречат ей точно также.) И хотя уникальными и не уникальными картины часто становятся лишь случайно и из-за особого и случайного отношения к ним публики, но есть и громадная масса однотипного искусства, которому ничего не поможет. Любителям живописи этот вид картин знаком, достаточно вспомнить стандартные изображения чего-нибудь прекрасного. В русском искусстве это будут сотни тысяч этюдов Псковского, Троице-Сергиевского, любого другого провинциального кремля, или нечто щемяще-среднерусское с церквушкой, куда, пролетев над вечным покоем, опустились грачи. Скука от картин Рейсдала этим и объясняется – обилием художников, которые до и особенно после него писали в похожей манере.

Итог – Как на фотографии

Появление фотографии (а вслед за ней кино, интернета и фотошопа) вызвало к жизни то, что называется «современным искусством». Фотография смогла дешево и быстро создавать «похожие» изображения, с которыми живопись соревноваться была не в состоянии. Поиском нового изобразительного языка художники занимались постоянно, но теперь, ища новую выразительность, любому живописцу надо помнить о существовании кино, компьютерной графики, интернета и программ для обработки фотографий. Новые эти искусства появились не так давно, а приспособление к ним у художников и публики может занять и больше столетия.

Однако фотография изменила не только теперешнюю живопись, но и наше отношение к прошлому искусству. Те картины, которые «как на фотографии» теперь гораздо менее интересны. Они тонут в бесконечных изображениях, которые любитель может увидеть на мониторе компьютера. И Рейсдал тут – проигравшая сторона.

Да и писал он свои пейзажи в самом начале натуралистического пути и многого еще не умел. Какой-нибудь скучный Шишкин гораздо точнее схватывал натуру, писал портреты деревьев («сосна Шишкина» в Усть-Нарве, например), лучше рисовал. У Рейсдала же реалистические работы часто кажутся вялыми и чуть беспомощными, героические – салонными, напыщенными и смешными, а скандинавские водопады – механически сконструированными и схоластическими. Сейчас художники ищут в натуре и в картинах прошлого что-то другое: декоративность, нефотографичность взгляда, тот реализм, который фотография ухватить не может. Рейсдал в этом поиске помочь не может.

Тем не менее надо отдать Рейсдалу должное. Он был серьезным живописцем, он был художником, даже когда работал для заработка, а это встречается нечасто.

One thought on “Рейсдал или о похожести на натуру”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: