Чем голландские портреты отличаются от прочих (если они вообще отличаются)

Часть вторая. Портрет

 

Если у каждого порядочного народа рано или поздно появляется двухпалатный парламент, то, несомненно, должно у него (у народа) выработаться и свое узнаваемое, не похожее на других искусство. А иначе зачем вся эта морока с национальными государствами?! Руководствуясь приблизительно такой логикой, современная историческая наука и выдумала «национальные школы живописи». Как всегда бывает с хорошими теориями (а эта хорошая), концепция «школы» делает если не искусство, то историю искусств понятнее. К сожалению, теория не везде применима: разбираться с пейзажами помогает, но в зале с портретами дает сбой.

Сразу скажу, что я не говорю о групповом портрете. Там голландцы выделяются из других школ темой и композицией: если художнику надо изобразить пятнадцать офицеров милиции, а образцов из других стран нет, то волей-неволей выдумаешь что-то свое. То же самое и с голландскими портретами регентов.

Одинаковая живопись разных мастеров

Большею частью голландские портретисты не выдлелялись из толпы живописцев, населявших север Европы. Чтобы в этом удостовериться, придется переплыть Ла-Манш.

Художники вещь бесполезная, но иногда самых ловких призывают для украшения королевского антуража. Были такие должности и при английском дворе: сначала (в 16 веке) там появились королевские художники, потом образовались the Serjeant-Painters, украшавшие дворцы, кареты, увеселения, парады, а также писавшие обычные картины. Королевских художников впоследствии заменили главные художники двора, а нанимали еще и временных художников двора, и рисовальщиков двора, и минатюристов. Главные художники двора в Англии 17 века были почти все иностранцами, заграничное часто и вправду бывает получше своего, а потом из-за замыленности взгляда еще долго кажется шикарнее.

Современные справочники и ученые часто зачисляют этих главных художников двора в разные школы живописи, считая единственно важным, где какой живописец родился. Что за предвзятость! Конечно, если сильно постараться и вооружиться свидетельством о рождении художника и ранее составленным мнением, то можно и нащипать различий, но стоит взглянуть трезво, и все эти картины покажутся одинаковыми, тоскливыми близнецами. Как нынче представляется бессмысленным вылавливать характерные черты белорусской или русской школы живописи в портретах Ленина, созданных в Союзе в середине 20-го века, так и наклеивание художникам-портретистам ярлыка со школами кажется мне в большинстве случаев излишним.

Вот по одному холсту от каждого мастера. От каждого английского придворного мастера. Голландец среди них один, и я попрошу со мной несогласных найти в нем голландские черты, а в остальных художниках найти фламандские, английские и немецкие особенности.

Фламандец Ван Дейк (1599-1641) работал на фабрике картин Рубенса, 4 года жил в Италии, живопись которой повлияла на его манеру, вернулся во Фландрию, переехал в Англию в начале 30-х годов 17 века и работал там с небольшими перерывами до смерти в 1641. Ван Дейк, выполняя бесконечное количество заказов, работал по-рубенсовски, то есть, с помощью многочисленных учеников. Чем прославленнее он становился, тем менее сам касался картин, но за качеством и уницифицированностью живописи следил. В его фабрике-мастерской работали и англичане, и голландцы. Писали ли они во фламандской манере, как и их начальник? Нет, скорее в модном тогда международном стиле. Ван Дейк сильно повлиял на английских художников, а главное на английскую публику, которая теперь хотела только по-вандейковски и никак иначе. Иначе и не было в Англии целый 17 век, независимо от национальности художника. Так какими были картины этого фламандца, обтесавшегося в Италии, угождавшего английской публике и холсты свои писавшего лишь частично – фламандскими, итальянскими или английскими?

№ 1 Антони Ван Дейк Lady Mary Villiers ок. 1637, Королевская коллекция, Англия, 186.7х137.2 см.
001

Следующим придворным художником стал голландец Питер Лели (1618-1680), родившийся в Германии, в семье голландского офицера, получивший образование в Голландии, перебравшийся в Англию в возрасте 25 лет, начавший там подражать живописи Ван Дейка (умершего за 2 года до того). Снискав успех и став, подобно Ван Дейку, наимоднейшим портретистом, он тоже постепенно перестал заниматься живописью, а взял на себя вопросы общего руководства конвейером по производству живописи. Придворный художник с 1661 года. На него работали и англичане, и голландцы. Картина № 2 является одной из серии «Винздорских красавиц», заказанных герцогиней Йоркской (Анной Хайд) в 1662-5. Было написано десять полотен, на картинах были изображены дамы из высшего света, а также знаменитые куртизанки. Всем им художник польстил сверх всякой меры, всем сделал модные глаза с поволокой и каждой почему-то нарисовал то же самое лицо, а именно лицо Барбары Виллиерс, любовницы Карла Второго, которая нравилась художнику (и Карлу) более других богинь. (Ах, то были утонченные нравы и скучные живописцы!)

№ 2 Питер Лели Henrietta Boyle ок. 1665, Королевская коллекция, Hampton Court Palace, Англия, 124.4х101.4 см.
002

В примере с изящными портретами Лели для нас самый важный. Он голландец. В Англию переехал зрелым (голландским) мастером и немедленно утратил свою индивидуальность. Точно так же и другие голландские портретисты, переехав в новую страну, подлаживались под местные вкусы. В Низких же землях, они безропотно выполняли заказы местной публики, а желания оной публики (я говорю о портретах) были так же интернационально стандартны и неинтересны, как и в других странах Европы. Об этом ниже, в разделе о трех четвертной схеме на темном фоне.

После смерти Лели в 1680 году место придворного художника в 1681 получил наконец-то англичанин Джон Райли (John Riley 1646-1691). Райли был учеником Исаака Фуллера (Isaac Fuller), англичанина с французским художественным образованием и Герарда Суста (Gerard Soest голландец или немец, биографии его у нас нет, а по манере живиписи не определишь). Работали на Джона Райли англичане, шотландец, фламандцы, а драпировки на его поздних портретах писал немец John Closterman. Признаться, не вижу в этом (№ 3) и других его портретах чего-то характерно английского, голландского или немецкого. Традиционный интернационально-любезный стиль.

№ 3 Джон Райли Alice Brownlow частное собрание, 126.2х102 см.
003

Вместе с Джоном Райли (с 1689) придворным английским художником стал немец Годфрид Кнеллер (Godfrey Kneller 1646-1723), обучавшийся живописи в Голландии у Рембрандта и Фердинанда Бола, продолживший образование в Италии, перебравшийся в Англию в 1675 году. Он стал производить красоту еще промышленнее и конвеернее: на его колоссальной фабрике по изготовлению портретов трудились художники всех национальностей. Сам он в процессе живописи практически не участвовал.

№ 4 Годфрид Кнеллер Anne Cavendish конец 50-х начало 60-х гг. 17 века, Burghley House, Англия, 124.5х99 см.
004

Получается, что фламандец, голландец, англичанин и немец писали одинаково, хотя у каждого была своя отправная точка, свой опыт, свой стиль письма. Стоит ли называть этих художников и подбные похожие картины школой?

Ответ можно повернуть в любую сторону, и мне бы не хотелось этого делать. Была манера. Определялась она не исканиями мастеров, а желаниями публики, модой и инерцией. Провинциальные красавицы и их мужья (и не только в Англии) повсюду пытались походить на местных королевских красавиц и их мужей, жаждали совершенно определенных портретов, а живущие поблизости художники с готовностью и усердием пыхтели, подражая дорогим королевским живописцам. И вряд ли то (я говорю про изящную манеру 17 века) английская (или, например, голландская) школа. Она интернациональна и связана не столько с государством, сколько с происхождением и богатством заказчиков. Рядом с этой (№ 1, № 2, № 3, № 4) роскошностью были и другие приемы, традиции и художники. Я приведу лишь одно (зато самое плохое) клише для штамповки портретов.

Когда живопись не искусство

В голландской живописи есть неудобные зоны, где искусства не сыщешь. Таковы быстрые портреты, когда на темном фоне писали голову с прической, ниже белел воротник, потом темнела верхняя часть скромного наряда, до рук дело доходило редко, а больше там ничего не было, хоть ты лопни.

Вообще портрет это жанр неприятный и неудобный: художнику всегда нужны деньги, а напротив сидит торопящийся заказчик/заказчица и хочет уже назавтра недорого получиться красивым/красивой, приличным/приличной (неприличные женские портреты бывали заказываемы мужчинами), мужественным/женственной и чтобы портрет был точно, как у всех достойных соседов/соседок в округе. Художники стремились клиентам угодить (неугождающие умирали от голода), так и было создано большое количество портретов, где видны лищь чаяния и желания заказчика, а искусства (мыслей, взгляда и умения художника) просто нет. Не всякая краска на холсте будет живописью, как и не каждый текст (например, в каталоге мебели) будет литературою. История искусств обычно не делает различия между искусством и… я затрудняюсь, как определить изображения, которые создавались не для услаждения взора, а для чего-то другого. Аукционы же и не ученая публика, наоборот, разницу понимают и скучные эти портреты, пусть даже исполненные знаменитыми мастерами, продают-покупают очень дешево.

Я расскажу именно о таких простых изображениях в три четверти на темном фоне. Ничего голландского, испанского, французского в них нет, только модель там одета по голландской, испанской или другой моде. Манеры живописи, конечно, различаются от одного художника к другому, могут там быть и региональные отличия, например, цвет грунта, который во многом определял то, что потом получалось, но в целом это почти, почти, почти всегда одно и то же убожество.

При этом у крепких, профессиональных художников, написавших нижеприведенные безобразия, бывали и портреты получше: нестандартно развернутые, с жестами и поцветней, иногда с изображением привлекательных вещиц, позолоченных доспехов и красивых драпировок, иногда даже с нестандартной, неожиданной композицией, но тут я нарочно привел самые худшие (зато из самых лучших музеев!) профессиональные картины. Непрофессиональных же, исполненных по этому шаблону, сохранилось во много раз больше.

Схема таких портретов была известна издавна, прижилась она и в Низких землях и в Италии, а значит, повсюду. Вот для начала ранний нидерландец Мемлинг 15 века и веницианец Тинторетто 16-го.

№ 5 Ганс Мемлинг Портрет неизвестного ок. 1480-1490, Уфицци, Флоренция, 35х25 см.
005

№ 6 Тинторетто Портрет неизвестного венецианца ок. 1550, Музей искусств Сан-Диего, США, 47х36.5 см.006

Как и в предыдущие века, в 17 веке подобные портреты производились десятками тысяч по всей Европе (а потом с них еще делались одинаковые неинтересные гравюры!). Я приведу художников из самых разных стран – голландцев, фламандцев, немцев, испанцев и прочих. Если хороший голландский пейзаж сразу отличим от фламандского или итальянского, то эти портреты кажутся портретами близнецов, написанных роботами. Начну с самого начала века. Испанский художник и придворный портретист Pantoja de la Cruz (1553-1608).

№ 7 Pantoja de la Cruz Портрет рыцаря ордена святого Яго 1601, Прадо, Мадрид, 51х47 см.007

Паулус Морелсе (1571-1638), голландец из Утрехта, посетил Италию. Поездка в Италию в то время образовывала художника, лишь так он мог вылезсти из национального чулана, увидеть самую современную и модную живопись и решить, как он САМ хочет писать. Пребывание в Италии оберегало еще и от попыток заново изобрести велосипед. Морелсе один из главных портретистов первой трети века, автор сотен почти идентичных изображений. Есть у него работы немного живее и ярче, но тут я привожу плохую и скучную (таких все же большинство).

№ 8 Паулус Морелсе Портрет Aernout van Buchel 1610, Центральный музей, Утрехт, 67х48.7 см.
008

Франс Поурбус младший (Frans Pourbus II 1569-1622), фламандец, сын художника, работал во Фландрии, потом несколько лет в Италии, последние 13 лет во Франции и повсюду писал высшую знать и картины для высшей знати.

№ 9 Франс Поурбус младший Портрет пятидесятилетнего мужчины 1619, частная коллекция, 60.9х50.1 см.
009

Bartholomeaus Sarburgh (ок. 1590-между 1637 и 1651), немецкий художник, работал (1632) и в Голландии, где с большим успехом писал Оранских и прочих благородных господ.

№ 10 Bartholomeaus Sarburgh Портрет Belia Claesdr 1630, Ряйксмузеум, Амстердам, 66.3х54.3 см.
010

Рембрандт, голландская гордость и слава. Когда Рембрандт писал подобные портреты, то у него получалось точно так же плохо и бессмысленно, как и у других.

№ 11 Рембрандт Портрет Philips Lucasz. 1635, Национальная галерея, Лондон, 79.5х58.9 см.
016

Wolfgang Heimbach (ок. 1613-1678), немец, объездивший всю Европу, много работавший в Дании, умерший в Мюнстере. Можно ли назвать его художником «датской школы»? В Дании он считается таковым.

№ 12 Wolfgang Heimbach Портрет бременского медальера Йоханна Блюма 1637 Bremer Landesmuseum für Kunst und Kulturgeschichte (FockeMuseum), Германия, 32х23.5 см.
012

Samuel Hoffmann (1591-1649), швейцарец, учился у швейцарского художника Gotthard Ringgli, потом работал в мастерской Рубенса в Антверпене, потом Голландии, и потом попеременно в Швейцарии и Германии.

№ 13 Samuel Hoffmann Портрет пожилого человека 1638,  Ряйксмузеум, Амстердам, 88х68 см.
013

Знаменитый голландец Миревельт (1566-1641), владелец огромного завода по выпуску портретов, коих он произвел десять тысяч. Если говорить о голландской школе, то вот она голландская школа! Правда, боюсь, что выявить какие-то отличия от приведенных тут выше и ниже немцев, фламандцев, французов и итальянцев ни у кого не получится.

№ 14 Михиль Миревельт Портрет Якоба Катса, Великого Пенсионария Голландии и Западной Фрисландии и поэта 1639, Ряйксмузеум, Амстердам, 67.1х57 см.
015

В три четверти, с воротником и на темном фоне писали и с натуры, и с потолка. Знаменитый итальянец Карло Дольчи (1616-1686), вовсе не стремясь к чему-то сложному, красивому или оригинальному, изобразил так знаменитого римского святого  Филлипа Нери, жившего в 16 веке, умершего за 20 лет до рождения Дольчи. Хотя предполагают, что Дольчи писал портрет, используя посмертную маску святого (их было изготовлено и выставлено в разных соборах немало), но к живописи с натуры (да и просто к живописи) картина отношения не имеет.

№ 15 Карло Дольчи Святой Филлип Нери 1645 или 1646, Метрополитен, Нью-Йорк, 44.5х36.2 см.
015

Jean-Baptiste de Champaigne (1631-1681), француз, родился в Брюсселе, жил в Париже, учился в Италии, вернулся во Францию, работал в основном во Франции, но иногда и в  Брюсселе. Почему важно, что « ив Брюсселе»? Потому что другая страна (Испанские Нидерланды), другие клиенты, а желания публики одни и те же.

№ 16 Jean-Baptiste de Champaigne (приписывается) Портрет мужчины, возможно Philippe de la Trémoïlle, Count of Olonne середина 17 в., Ряйксмузеум, Амстердам, 65.5х54.5 см.
016

Без подлинной и путеводной подписи художника на холсте, без документов, сопровождающих картину, часто невозможно определить ни живописца, ни школу. Вот потому-то в Национальном музее Стокгольма о портрете Frans de Traytorrens (генерала-квартирмейстера Густава II Адольфа) пишут, что «неизвестный художник», и не относят холст ни к какой школе.

№ 17 Неизвестный художник Frans de Traytorrens 1650-е гг., Национальный музей, Стокгольм, 68х56.5 см.
017

Еще один портрет без роду и племени, раньше считался автопортретом Benedetto Gennari (1633 – 1715), но сейчас перестал быть таковым, ибо про картину эту ничего не известно. Тем не менее, сайт Национальной галереи записывает холст в эмилианскую школу живописи (Benedetto Gennari это эмилианская школа), тут же оговариваясь, что для такого предположения тоже нет ни единого основания.

№ 18 Неизвестный художник Портрет неизвестного художника ок. 1650, Национальная галерея, Лондон, 64.1х51.4 см.
018

David Klöcker Ehrenstrahl (1628-1698) считается шведским художником. Он немец из Гамбурга, обучался ремеслу живописца в Голландии, а потом в Италии. Ehrenstrahl стал придворным живописцем шведского короля Карла XI и таким образом художником шведской школы. Шведская школа? Хм…

№ 19 David Klöcker Ehrenstrahl Портрет епископа Johan Elai Terserus вторая половина 17 в., Национальный музей, Стокгольм, 87х67 см.
019

Все эти люди в три четверти и на темном фоне не обязательно должны были быть одеты в черный наряд, например, когда изображался кардинал, одежды краснели. Вот одна такая картина кисти Jakob Ferdinand Voet (1639-1689), фламандца, родившегося в Антверпене, в 24 года переехавшего в Италию, пробывшего там 21 год, и жившего во Франции последние пять лет жизни.

№ 20 Jakob Ferdinand Voet Кардинал де Рец 1676, Национальная галерея, Лондон, 72.5х58.2 см.
020

После того, как встретишься с тысячами подобных портретов, они даже перестают удивлять своей стандартностью. Я называю их «паспортной фотографией» (паспортное фото – искусство или нет?). Можно считать их искусством, можно не считать… просто был в 17 веке вид изображения, на который соглашались все: мужчины, женщины, образованные судьи, художники, торговцы, щеголи, политики, солдаты, люди церкви и короли. Испанец Juan Carreño de Miranda (1614-1685) был придворным художником Карла Второго. Вот один из портретов испанского монарха.

№ 21 Juan Carreño de Miranda Портрет Карла Второго ок. 1680, Прадо, Мадрид, 75х60 см.
021

Постепенно мы добрались до самого конца века, но никаких перемен не случилось. Любимую всеми композицию художники продолжали использовать и в следующем восемнадцатом, а заказчики все так же продолжали ее заказывать. Pieter van der Werff (1665-1722) был голландцем, целую жизнь прожил в Роттердаме и постоянно писал скучные портреты, правда, теперь, в конце века, портретируемые иногда носили новомодные длинные парики, что унылую суть дела, впрочем, не меняло.

№ 22 Pieter van der Werff, Портрет Адриана Паетса, директора роттердамской палаты Голландской восточно-индийской компании между 1695-1722, Ряйксмузеум, Амстердам, 82х68 см.
022

Эта портретная схема была любима художниками, работавшими и с другими материалами. Вот французская пастель, исполненная Robert Nanteuil (1623-1678).

№ 23 Robert Nanteuil Портрет Jean Dorieu 1660, Лувр, Париж, 33х25 см.
0023

Перечислять безотрадные примеры надоедает, потому приведу портрет прекрасный, хоть и не голландский. И хотя те же самые три четверти с воротником и прической, но тут настоящее искусство. Это Веласкес, одно из его изображений Филлипа Четвертого.

Признаться, я не совсем представляю, как объяснить человеку без опыта занятий живописью, чем эта великолепная картина отличается от приведенных мною монотонных и плохих. Мои самые восторженные похвалы (вроде «феноменального попадания в тон») человека, не писавшего с натуры, не впечатлят и не убедят. Поэтому я просто призываю поверить на слово, что это великая живопись, хотя композиция, замысел и решение картины постыдно неинтересны.

№ 24 Веласкес Филлип Четвертый ок. 1653, Прадо, Мадрид, 69.3х56.5 см.
024

Писать портрет человека, даже в три четверти, даже на темном фоне можно тысячей разных способов. И вовсе не обязательно выбирать самый банальный. Приведу для примера превосходный холст, написанный по ДРУГОМУ клише (караваджистскому и итальянскому).

Это картина приписана (правда, без убедительных оснований) итальянцу Орацио Боргианни (1574-1616).

№ 25 Орацио Боргианни Голова старой женщины после 1610, Метрополитен, Нью-Йорк, 53х39 см.

025

Характерно, что картина называется не «портрет», а «голова». Сейчас голландские изображения такого типа называют «трони». Трони это не портрет заказчика с гербом и гонораром, а изображение старика, рыбака, девушки, еврея, старухи, нищего и так далее. Замечательная «Девушка с жемчужиной» Вермеера (те же три четверти на черном фоне) такого же рода, тоже трони. Выходит, что писать людей иначе было вполне возможно. Но как-то никто к этому не стремился, когда писал портреты. Трони же были искусством в гораздо большей мере.

В приведенных мной голландских картинах (№ 8, № 11, № 14, № 22) опять нет ничего характерно голландского, а лишь скука и тоска.

Схемы, художники, портреты

Удобных клише для изготовления портретов в 17 веке было немало (да и всегда их хватает), но я не буду здесь их приводить. Одни были более милы голландскому сердцу, другие менее, но нет таких, которые сразу бы выдавали, что их авторы жили в Соединенных провинциях.

Заслуга того, что во время золотого века в Голландии были созданы хорошие портреты, принадлежит не школе, а отдельным художникам. Халс выбирал уж вовсе традиционные композиции, но часто у него выходило очень здорово. Его уникальный стиль и большое мастерство делали стандартное изображение не скучным. Иногда (лишь иногда!) получалось и у Рембрандта.

Хотя у других художников и была своя узнаваемая манера (у Маеса, Морелсе, Цезаря ван Эвердингена и некоторых других), однако нельзя сказать, что они сформировали голландскую школу портрета. Почти все эти картины сделаны по общепринятым трафаретам.

Возможно, что единственным объединяющим признаком голландского портрета будет то, что на холстах во множестве изображены люди из низшего среднего класса, не выделявшихся из толпы ничем и своими портретами тоже.

Хотя голландская публика хотела характерных по манере портретов, так же, как и английское изящное общество желало весьма определенного стиля, но почему-то мне не хочется называть всех этих господ, написанных масляными красками, голландской живописью. То же самое можно сказать и о фламандских, и о немецких, и о многих французских портретах. Может быть, лишь некоторые итальянские школы сохранили свою индивидуальность. Оданко я пишу не об итальянских портретах, а о похожести голландцев на своих соседей.

В завершение не удавшегося поиска голландского стиля портретной живописи, я приведу три хороших голландских картины. Первая это Халс. Хотя жестикуляция и стакан в руке не делают композицию какой-то особенной и интересной, но мастерство собствено живописи всё искупает. Впрочем, возможно, что это не совсем портрет, а трони. Вряд ли кто-то заплатил художнику, чтобы тот написал его крепко пьяным и намеревающимся напиться еще сильней.

№ 26 Франс Халс Ополченец со стаканом (Веселый пьяница) ок. 1628-1630, Ряйксмузеум, Амстердам, 81х66.5 см.
011

Следующий черно-бело-серый холст нравится мне именно композицией. Складки одежды столь же важны художнику, как и лицо, фигура поставлена выше, чем обычно, это еще одна находка живописца. Свежо, благородно, индивидуально и профессионально исполнено.

№ 27 Якоб Бакер Портрет мальчика в сером 1634, Маурицхейс, Гаага, 94.2×70.8 см.
033 Jacob Adriaensz Backer

Последним будет Рембрандт. Знаменитейший «Портрет Яна Сикса». Главное внимание тут отдано рукам и одежде, написанным с величайшими свободой и мастерством. Опять приходится хвалить такой же самой похвалой, понятной лишь художникам – потрясающее попадание в тон.

Вроде бы тут обычная композиция, да вот не совсем так, потому что пространство слева чуть больше, чем на традиционных портретах. И это «чуть» делает композицию живой и новой. Портрет вертикальный, а холст почти квадратный.

№ 27 Рембрандт Портрет Яна Сикса 1654, Six Foundation, Амстердам, 112х102 см.
Jan Six (1618-1700), by Rembrandt

Почему вдруг у Рембрандта портрет получился превосходным, а не обычным сладенько-салонным? Считают (впрочем, бездоказательно), что Ян Сикс хотел, чтобы Рембрандт написал картину по-рембрандтовски, а не стандартно. Так что, когда хорошему художнику дают свободу, то и получается хорошо.

Пара слов в заключение

Исключительно голландских портретов я не нашел, но отрицательный результат это тоже результат, пусть и не тот, к которому я стремился. На примере изображений придворных английских дам видно, как художники не сидели на месте, а ездили повсюду, перенимали модную манеру, учились, старались и делали то, что от них требовалось. Преуспевавшие художники были живые, подвижные и не жили в изоляции. Дорогую (в данном случае портретную) живопись определяли не местные школы, а интернациональный стиль.

Три четверти на темном фоне тоже были интернациональны. Никакой национальной школы там нет. Глядя на все эти портреты, хорошо видно, что даже гении (Рембрандт) часто писали очень плохие картины. Однако эта пусть и банальная мысль хорошо помогает разобраться в истории искусств.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: