Утраченное искусство

Фабрициус

Большинство голландских картин Золотого века до нас не дошло. Да, большинство… И не только «справедливо» забытые посредственности, не только солдаты и офицеры живописи, но и картины важнейших художников-генералов. Можем ли мы составить полноценную и правдивую историю голландской живописи, если о 90 процентах картин мы не имеем понятия? Я думаю, что нет. В этой заметке я расскажу о пропавшей живописи. Мой первый пример это Фабрициус.

№ 1 Карел Фабрициус Автопортрет ок. 1647-1648, музей Бойманса – ван Бёнингена, Ротердам, 65х49 см.
001

Карел Фабрициус (Carel Fabritius 1622-1654). Сохранилось всего восемь его работ. Или тринадцать или, может, даже больше…. Трудно сейчас решить, потому верных работ мало, почти не с чем сравнивать, а каждый музей/коллекционер желает, чтобы у него был свой Фабрициус, да не только желает, но и прилагает всяческие усилия, чтобы так считали и другие.

Фабрициус единственный из учеников Рембрандта, кто стал вровень со своим учителем. Так по крайней мере сейчас думают многие историки искусства и кураторы музеев (особенно если их музеи счастливо обладают холстами Фабрициуса). Но и на самом деле он сильный, самостоятельный и интересный художник. Что от него осталось?

1-2. Две ранние работы, написанные около 1643 года. «Воскресение Лазаря» – первая его сохранившаяся картина (Народный музей, Варшава) (с подписью художника). «Гера» из Пушкинского (без подписи).

3-4. Около 1645. «Ангел и Агарь» из Лейденской коллекции (подпись).  «Автопортрет» из Мюнхена. Подписи нет, от нее осталась одна буква «C».

5-6. 1646 год – «Меркурий подкупает Аглавру» (ЛАКМА), без подписи. «Меркурий и Аргус» (Бостон) с подписью.

7. Около 1647-1648 годов, «Автопортрет» из Роттердама. Подписан.

8. 1649 Портрет Абрахама де Поттера из Ряйкса (подпись).

9. 1652 – Крошечный «Вид Дельфта» из Лондона (подпись, дата).

10-12. 1654. Три главные и самые совершенные работы датируют годом смерти художника: знаменитый «Щегол» из Гааги (подписан), превосходный «Стражник» из Шверина (подписан), Автопортрет из Лондона (подписан, датирован).

13. И еще есть картина из Гронингена. «Мужчина в шлеме», около 1648-1649. Авторство Фабрициуса признается не всеми.

До нас дошли упоминания некоторых пропавших работ Фабрициуса: эскизы голов, портреты, изображения гербов Дельфта, иллюзионистские оптические коробки с интерьерами и видами городов, огромные перспективы улиц, которые украшали целые стены в интерьерах богатых домов, некий заказ (или заказы?) для одного из принцев Оранских. В 1864 году в музее Бойманс в Роттердаме сгорел большой (161х237 см) семейный портрет кисти Фабрициуса. Осталась небольшая акварельно-карандашная зарисовка (по памяти) картины, сделанная неуверенной рукой совсем юного Alphonse de Stuers (1641-1919), который вырос и стал потом вовсе не художником, а посланником в Париже и камергером королевы. Рисунок его совсем других пропорций, а не тех, каких был холст Фабрициуса.

№ 2 Alphonse de Stuers Зарисовка «Семейного портрета» Фабрициуса музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, 22.5х27 см.
002

Почему так мало произведений? Фабрициус писал картины с 1641 года, погиб в 32 года во время взрыва пороховых складов в Дельфте, думают, что тогда же погибла и часть его картин. Однако 13 холстов, оставшихся после 13 лет работы? Даже если принять три наброска голов из Гааги, Ливерпуля и Лувра, портреты из Торонто и Кельна, «Тушу быка» из Глазго и еще пару-другую полотен за картины художника, то выйдет меньше того, что он должен был написать за год. До нас дошло два-три процента созданного им или даже меньше, потому что Фабрициус был известен быстротой работы. И не взрыв Дельфта виной, что у нас не осталось его картин, в мастерской могло погибнуть лишь совсем небольшое количество холстов, картины делались на продажу и не залеживались у художника.

Причина тому одна – живопись гибнет. Сгорает, осыпается, теряется. Пример Фабрициуса это не исключение, а правило. Возможно, какие-то его картины приписаны сейчас какому-то другому живописцу. Но даже если так, то для нас (для публики), для ученых, для истории искусств, для всех на свете не существует его работ, мы не можем о них судить. Ведь они приписаны сейчас кому-то другому. Если же на самом деле остальные его холсты пропали, то мы тем более не можем судить об этом художнике.

Фабрициус в нынешней табели о рангах считается одним из самых значительных голландских мастеров, в 17 же веке он был живописцем второго-третьего ряда. Он не был моден, жил от продажи одной картины до продажи следующей (не мог сразу заплатить 12 гульденов за членство в гильдии св. Луки и ему понадобились два платежа). Однако и не был он и вовсе безвестен – хоть какое-то время он работал для Оранских. И вот в музеях всего 13 картин. Увы, так время обошлось не только с ним, но со всем голландским искусством.

Для того, чтобы рассказать, как и где гибла живопись, нужна целая книга, которая покуда никем не написана. Тут я расскажу лишь о некоторых утратах.

Музей Бойманс

Работа Фабрициуса, погибшая в Роттердамском пожаре 16 февраля 1864 года, была одной из 293 сгоревших картин.

№ 3 Cornelis van der Griendt Пожар в музее Бойманс в 1864 1864, музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, 30х210 см.
003

Тогда сгорело более 200 холстов голландских художников 17 века, все монументальные полотна («шедевры»), хранившиеся в музее, их было невозможно вытащить из пылающего здания, но пропало много и небольших картин. Сгорел огромный групповой семейный портрет Ряйклофа ван Гунса (губернатора голландской Индии) кисти Хельста, сгорел портрет членов роттердамской милиции (два с половиной на два метра) кисти Лудольфа де Йонга, а еще 4 холста Альберта Кёйпа, большой холст Питера де Хооха, громадная охота Абрахама Ходниуса, единственная картина Яна ван дер Ляйса (вот и не знаем, что он был за художник), единственная картина Я. Коолла (кто такой? тоже не узнать никогда), целых 12 картин Паулюса Морельсе (ну, этот-то известен, был очень плодовитым), пропал большой пейзаж Якоба ван Рейсдаля, и еще маленький его пейзаж, и еще один маленький, сгорели два Яна Стена, большая марина Виллема ван де Вельде Младшего, большой холст Питера Ваувермана и маленький тоже. Утеряны тогда же 40 холстов без автора, хороших или плохих мы не знаем – сгинули навсегда. Пропали десятки картин художников второго и третьего ряда, важных и не важных. А ведь о неважных тоже стоит печалиться. Почему важны не слишком интересные художники? Вот пример. M. Blinkvliet, поздний подражатель Николаса Берхема, неизвестно когда родившийся, писавший картины в начале 18 века (1716-1747), он так успешно подражал Берхему, что работы его стали приписывать мастеру, ведь Берхем был тогда одним из самых желанных живописцев. Одако холстов Блинкфлита у нас почти нет (единственная картина продана на Сотбис в 1981 и находится в частной коллекции), может, конечно, и есть, но под другими именами. Другая его достоверная картина сгорела в Боймансе, а если бы сохранилась, то было бы чуть легче определить, где Берхем, а где Блинкфлит, но мы, увы, этого сделать уже не сможем.

Другие художники

Примеры еще нескольких художников и их пропавших картин. Малоизвестный в 17 веке Вермеер, известный Бреенберг и знаменитейший Пуленбург.

Вермеер. Писал картины по меньшей мере 22 года. Работал над каждым холстом очень долго. Сохранилось 34 (или 35) его картины. В документах 17 века НЕ упомянуты 9 (или 11) из этих работ и упомянуты 6 (или 10) других картин, которые до нас не дошли. Это значит, что полтора-два десятка его холстов нам никогда не увидеть.

Бренбеерг. Занимался живописью 38 лет. Дошло порядка 115 картин (согласно каталогу Marcel Roethlisberger), известны еще 40, которые не сохранились. Получается 4 картины в год. А должно быть 35 в год. Первая картина датирована 1622, заниматься живописью Бреенберг начал в 1619. За эти первые его годы не осталось вообще ни одной работы.

Пуленбург. Сведения о его многочисленных работах необычайно обильны. Еще бы, знаменитый художник и один из самых дорогих голландских живописцев в 17 веке. Николетта Сляйтер-Сейферт, автор плохого современного каталога Пуленбурга, почему-то не удосужилась составить список пропавших работ, хотя собрала воедино много полезной информации. Погибших картин много, что видно из того же каталога. Ну… например, инвентарная запись картин дворца Хет Лоо в 1712 году, там 18 картин Пуленбурга. Инвентарная запись того же дворца в 1713 году – всего восемь картин. Десять работ погибло (?), продано (?), перенесено в другой дворец (?) … нам неизвестно. Абослютно точно, что это Пуленбург, прошлые владельцы дворца покупали картины у самого художника. Вот строчка в описи 1713 года (с восемью картинами): «877. «Рождество» кисти Пуленбурга». Рождество? Картины такой нет сейчас. «Рождество» было дорогой картиной, купленной за 750 гульденов. Где оно? Есть, конечно, у Пуленбурга другие Марии с Младенцами, но не могли тогда спутать этот сюжет ни с сохранившимися до наших дней «Поклонениями пастухов», ни с «Поклонениями волхвов». Все же заказчики и образованные составители инвентарей в 17 веке Библию знали и в иконографии не путались. Не сохранились и пропали две картины с купающейся Дианой (та же опись, номера 820 и 833). Странно, потому что дворец же, в отличие от обычного дома, такое место, где пропажа картины маловероятна… Куда делись?

Почти про любого голландского мастера 17 века можно рассказать похожую грустную историю с многочисленными исчезнувшими и погибшими картинами.

А ведь есть еще сотни художников от которых дошла одна только картина с непонятной подписью или монограммой. И тысячи, чьи имена мы знаем, а картины их нет. Иногда про какого-то живописца можно даже рассказать внятную историю, а картин его все равно не сыщешь. Как тут писать историю искусств? По определению будет она искажена, неполна и во многом выдумана нами.

Как гибли картины

Писать о уничтоженных картинах тяжело. Ниже я привожу несколько примеров, которые первыми пришли мне в голову. Они не систематичны и отрывочны, но я уже говорил, что нет никаких исследований, нет об этом книги.

Дрезденская галерея, перевоз ее в шахты, ее спасение, пребывание картин в СССР и возвращение в Германию. В процессе странствий погибло 200 картин, а 450 потерялись…  Надо добавить к ним 154 картины, уничтоженные союзной авиацией, когда были разбомблены грузовики, перевозившие их в крепость Königstein (эту часть коллекции не забыли только из-за погибших «Дробильщиков камня» Курбе). 42 холста сгорели во время бомбардировок Дрездена, когда был разбомблен Замок-резиденция. В результате Дрезденская галеря лишилась многих картин голландских художников, например, пропало целых пять работ Геррита Доу.

Картины, награбленные немцами и сгоревшие в последний день войны в замке Schloss Immendorf, тот пожар помнят нынче лишь из-за погибшего Климта. Были ли там голландцы? Не знаю…

N, известный советский художник-график, вовевавший во Второй мировой войне, в Германии вошел в пылавший дворец, спас/взял/украл (каждый может выбрать глагол сообразно своим воззрениям) две античные танагрские терракоты и увидел, как зал с картинами Тинторетто полностью исчезает в огне. От всей коллекции сохранились лишь эти глиняные статуэтки. Но нас тут интересуют лишь голландцы 17 века, были ли они там? Ну как не быть… Скорее всего, были и голландцы…

433 картины погибло в надежной Friedrichshain Flakturm, куда их перевезли, чтобы сохранить от бомбардировок 1945 года. Пожар 6 мая уничтожил там около сотни голландских холстов. Хотя, может, уничтоженны не все, одна маленькая картина (большие все же сгорели) оттуда вроде бы недавно все же обнаружилась.

Можно составить грустный список из уничтоженных (потерянных) Рембрандтов (особенно рисунков).

Это всего лишь несколько эпизодов долгой войны, в которой исчезло без счета картин. Но были войны с пожарами и до того.

Москва со всеми своими дворцами сгорела в 1812, есть воспоминания французов, где они описывают сгоравшую роскошь и залы с живописью. Сгорел царский Слободской дворец, из которого французы выносили какие-то свернутые в рулоны картины, все сгорело, все потеряно при бегстве из России…

Пожар 1752 года в замке Kremsier изестен лишь потому, что там сгорели три больших полотна Ганса Гольбейна младшего. Но ведь то были не единственные картины в замке, это была целая коллекция живописи Карла фон Лихтенштейна, епископа Ольмуца (Olmütz), которая почти вся погибла.

Взрыв пороха в Дельфте, убивший Фабрициуса, уничтожил треть города. Треть города это дома, а в каждом голландском доме много (много!) картин.

№ 4 Egbert van der Poel Вид Дельфта после взрыва 1654 1654, Национальная галерея, Лондон, 36.2х49.5 см.
004

Три пропавшие картины

Любая картина связана десятками нитей с другими работами, каждый художник это голос большого хора, а в результате усилий тысяч художников и получается искусство, которое и изучает история искусств. Что будет, если исчезнет 90 процентов этих связей и этих картин? Будет то, что мы имеем сейчас.

Вот несколько работ уничтоженных в Friedrichshain Flakturm.

Виллем Бёйтевех (Willem Pietersz. Buytewech 1591 или 1592-1624), до нас дошло около десятка его картин, даже меньше чем картин Фабрициуса. Возможно, что он и создал меньше полотен, так как активно занимался графикой, но в любом случае десять (или восемь) не составят и половины того, что он писал за один год. Погибшая в Берлине картина лишь приписана ему, то есть авторство не вполне достоверно. Тут получается двойная неизвестность. Было ли это полотном Бёйтевеха, решить невозможно, потому что почти все другие его картины тоже не сохранились. Как же теперь разобраться, какова была его манера письма, как она менялась, да и менялась ли?.. А если полотно из Дрездена написал не он? Тогда кто? То был последователь его или многие тогда так писали? Каждая картина, приписанная анониму, свидетельствует, что существовал художник, который нам неизвестен, что мы не можем определить корпус его работ, не понимаем у кого он учился, кто был его учеником… Какое-то время картину приписывали еще Франсу Халсу, думали, что это ранняя его работа. Десятки (или сотни!) ранних холстов Халса до нас не дошли, и мы не имеем никакого представления о становлении этого гения голландской живописи.

№ 5 Приписывается Виллему Бёйтевеху Общество на открытом воздухе утрачена, 65х87 см.
005

Следующая картина Ваутера Крабета мл. (Wouter Pietersz. Crabeth II, ок. 1594-1644). Сохранилось совсем немного картин этого художника, все они взразнобой, из них не складывается одного общего впечатления, На примере потерянного «Положения во гроб» можно было бы понять этого живописца чуть лучше, чуть глубже. Да и просто интересно еще раз поглядеть, как итальянский опыт преломлялся у голландцев. Как этот художник из Гауды отреагировал на караваджизм, когда вокруг него не было тесной группы единомышленников?

№ 6 Ваутер Крабет мл. Положение во гроб утрачена, 280х211 см.
006

Геррит Хорст (Gerritt Willemsz. Horst, ок. 1612-1652). Был ли он учеником Рембрандта или просто копировал модного художника? Полотно огромно, хорошо было бы посмотреть на этот заказанный кем-то холст. Что требовал заказчик? Как проработка и фактура фигур там отличается от больших картин Рембрандта?

№ 7 Геррит Хорст Великодушие Сципиона утрачена, 247х326 см.
007

Каждая картина ответила бы (или не ответила) на часть наших вопросов. Но картин этих у нас, к сожалению, нет, как и сотен тысяч других полотен и панелей.

В заключение отмечу, что чаще всего произведения искусства исчезали не из-за пожаров или войн, а из-за смены моды, небрежения, сырости и плесени. Именно забвение и отсутствие интереса являются самыми главными врагами искусства.

И я снова повторю фразу, которой начал эту заметку: большинство голландских картин Золотого века до нас не дошло. Поэтому наше нынешнее знание фрагментарно и искажено, оно автоматически делает наше представление о живописи несостоятельным. И этого никак нельзя изменить.

 

 

One thought on “Утраченное искусство”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: