Часть IV
ПРОПАВШИЕ РАБОТЫ ДЖОРДЖОНЕ
Значительное количество холстов (даже ценимых и сохраняемых) не дошло до нас. Например, из 14 работ, перечисленных Микиелем, сохранилось три (возможно, что из этого списка осталась еще пара картин, но это не совсем достоверно). Несколько холстов Джорджоне потерялись между 1772 и 1782 годами, когда их пересылали из одного дворца Габсбургов в другой. В середине 17 века Давид Тениерс Младший (один из самых преуспевающих художников того времени) по заказу составил каталог коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского. В том числе он сделал несколько быстрых и уменьшенных копий с работ, которые считались картинами Джорджоне, которые я привожу тут. (Не могу не отметить, что картины эти пару сотен лет тому назад считались работами Джорджоне, но это вовсе не значит, что теперь их признали бы за таковые.)
Похищение Европы №44 Чикаго, Art Institute
Автопортрет в виде Орфея. №45 Частная коллекция
Обнаженная и бандит №46 Частная коллекция
КАК ИЗМЕНЯЛИСЬ АТРИБУЦИИ КАРТИН ДЖОРДЖОНЕ
После того, как картины терялись, меняли форму, реставрировались, после того, как документация исчезала и вместо описаний появлялись новые легенды, бывает нелегко решить, а кто собственно автор той или иной картины. Сейчас несколько слов о работах, которые СЕЙЧАС СЧИТАЮТСЯ картинами Джорджоне, но РАНЬШЕ приписывались совсем другим художникам.
№24 «Суд Соломона» и парная №25 «Испытание Моисея» считались порядка двухсот лет работами Джованни Беллини.
№26 «Юдифь» из Эримтажа несколько столетий считалась работой Рафаэля, ее ценили, покупали и любили, потому что она работа Рафаэля, потом ее посчитали работой Моретто да Брешиа, сейчас решили, что это Джорджоне. Кто на самом деле автор? На самом деле никто не знает.
№35 Святое семейство (Мадонна Бенсона) приписывалась Катене и Себастьяно дель Пьомбо.
Луврский №47 «Сельский концерт» попеременно считается то Джорджоне, то Тицианом (а также побывал картиной Беллини, картиной Себастьяно дель Пьомбо и картиной Пальмы Веккио). Сейчас это вроде бы Тициан. Но никода нельзя быть точно уверенным, искусствоведы могут внезапно и изменить свое мнение. Вы сами можете решить, что хотите, и у вас найдется достаточно аргументов, чтобы отстаивать свою точку зрения.
№28 «Мальчик со стрелой» Считался картиной Андреа дель Сарто, картиной Скедоне, произведением художника из школы Корреджио, работой Джованни Кариани и холстом Лоренцо Лотто. Было две картины с таким названием, одна была копией, мы не знаем, какая дошла до нас, и вообще неизвестно, та ли эта картина, которую упоминает Микиель.
Старуха №30 Когда в начале 19 века появилась в галерее Манфрина, считалась картиной Тициана.
№31 «Поклонение пастухов» в Вашингтоне. Считалось картиной Катены, Кариани, Бонифацио, Беллини, Тициана.
№5 «Спящая Венера». Считалась работой Джорджоне, Тицианом, копией Сассоферрато с картины Тициана, Падованино.
Список этот длиннее, почти про все работы Джорджоне идут споры и почти каждая (!) приписывается или приписывалась разным мастерам.