Николас Мас, ученик Рембрандта, про которого знать необязательно

Художник

Живопись в Голландии считали сине- а не бело-воротничковым занятием, сами художники и считали. Тем, кому не хотелось униженно копаться в красках, выбрасывали кисти и палитру при первой возможности: Альберт Кейп стал (после удачной женитьбы) дьяконом и регентом и живописать перестал, Хоббема стал (после удачной женитьбы) таможенником и так увлекся, что живопись забыл, Лудольф де Йонг стал (независимо от жены) майором милиции и живопись бросил, Ян Стен несколько раз пытался от надоевшей живописи отделаться, выбирал карьеру то пивовара, то трактирщика, не получалось, прогорал и (за что такое наказание ему и нам!) возвращался живописать. Николас Мас (Nicolaes Maes 1634-1693) тоже поменял профессию – сначала он был одним художником, а потом стал другим художником.

Мас был учеником Рембрандта между 1648/50 и 1653, первые его работы похожи на картины учителя того периода. На «Святое семейство» из Эрмитажа, например.

№ 1 Рембрандт Святое семейство 1645, Эрмитаж, Санкт Петербург, 117х91 см.

И вот картина Маса, написанная через 10-15 лет после эрмитажной, она от времени пострадала и укорочена со всех сторон, но и изначально была поменьше. Такой дешевый и быстрый Рембрандт для бедных на умилительную местную тему. На картине та же самая игра светлых пятен и тени, тот же самый настырный красный цвет, который у Маса стал в ранних работах фирменным знаком отличия.

№ 2 Николас Мас Молодая женщина у колыбели между 1652-1662, Ряйксмузеум, Амстердам, 33.8х28.8 см.

Вначале Мас писал жанровые сцены (иногда и исторические картины), которые узнаваемы, по манере сразу видно, что это Мас. Узнаваемость с ходу – серьезное достоинство, не часто бывает. Его ранние жанровые работы сейчас ценятся, там он на самом деле оригинален. Писал он нерадивых служанок, спящих старушек, подслушивающих домохозяек и прочие голландские сценки. Тогда же Мас взялся за портреты, а приблизительно с 1660 года переключился на них полностью, в 1673 году переехал из Дордрехта в Амстердам, где после смерти Хелста (1670) и ван ден Темпела (1672) стал самым востребованным амстердамским портретистом. Хоубракен в своей книге о голландских художниках (1719) пишет, что Мас был завален заказами, и если соглашался написать кого-то не потом, а сейчас, то такой прыжок в очереди считался огромным одолжением. Мас разбогател, был популярен до конца жизни и написал столько портретов, что до сих пор нет его полного каталога, ученые не решаются подступиться (мороки много, а толку и славы не будет).

И вот почему не будет славы. Люди теперь заточены на знаменитое и знаменитостей или хотя бы достойных творцов; лишь про них читаем и пишем, а про поточное производство – кому интересно? Портреты Мас сначала писал темно и тяжело, но вовремя понял, что цветное и веселенькое будет попривлекательней. Особенно молодые дамы будут довольны, потому что белое они ценят больше, чем коричневую грязь. После 1670 года Мас писал все портреты гладенько и цветасто (во французском вкусе). И так были преданы заветы Рембрандта! Разница между его ранней жанровой живописью и поздними портретами такова, что в 19 веке знатоки голландского искусства решили, что в одно и то же время, в одном и том же городе было два живописца по имени Николас Мас (с похожей подписью!), один писал правильно и по-рембрандтовски, а второй неправильно и по-вертопраховски. Коммерческие портреты позднего Маса в книгах и статьях не упоминали – уж больно неприличной казалась ученым деградация художника и упадок вкусов заказчиков.

Приведу здесь несколько мужских поздних портретов Маса, чтобы было понятно, чем восхищалась богатая и изысканная публика в последней четверти 17 века, какое искусство любила. Портреты не из музеев, а с аукционов, то есть самый что ни на есть рядовой товар. Цена на них от 6000 долларов-евро-фунтов до нескольких десятков тысяч тех же самых валют. Предупреждаю еще, что портреты коричневы и черны, потому что краска потемнела, а когда-то было мииииленько.

№ 3 Николас Мас Мужской портрет 1669, частная коллекция, 115.5х94 см.

Обратите внимание на следующей картине, как уже в 17 веке ножичком вырезали буковки на коре березки. Это так понятно!

№ 4 Николас Мас Мужской портрет, 1670-1680 гг., частная коллекция, 69.8х58.5 см.

№ 5 Николас Мас Мужской портрет ок. 1680, частная коллекция, 69.6х57.2 см.

№ 6 Николас Мас Мужской портрет частная коллекция, 45х37 см.

№ 7 Николас Мас Мужской портрет ок. 1685-90, частная коллекция, 125х107.9см.

Я привел пять похожих картин, а вы должны представить пятьсот подобных мужчин, которых Мас изобразил. А ведь есть у него еще и женщины, и дети… Такие же одинаковые. Это и была в позднем 17 веке голландская живопись, это норма (а нам подавай отступления от нормы!). Портреты написаны легко, стандартно и мне неинтересны. Хотя если повесить такой у себя дома, то он и может впечатлить наивного гостя, если произнести «ученик Рембрандта!».

Круг

Теперь о чем-то другом. Рядом с каждым мастером и корпусом его работ возникала масса похожих холстов, про которые… про которые сейчас непонятно, кто их написал. Этих обычно значительно больше, чем признанных картин того или иного художника. Про эту «плохую» живопись никогда не пишут, да и не знают о ней почти ничего. Я приведу несколько картин так называемого «круга Маса» (это значит, что картины написаны подражателем в то же самое время) или «школы Маса» (это значит то же самое – «неизвестный художник, подражавший модному Масу»). Копии и клоны в стиле и вкусе дешево писали имитаторы всякого знаменитого мастера. Вроде они и не важны (ни в какие каталоги их не включают, имена их не ищут, не стараются датировать холсты), но такие повторения обязательно нужно держать в памяти, если мы хотим представить себе голландское искусство целиком.

№ 8 Школа Николаса Маса Мужской портрет частная коллекция, 67.5х56.5 см.

№ 9 Круг Николаса Маса Мужской портрет частная коллекция, 63.5х49.3 см.

Про следующий портрет я задам вопрос. А это точно круг Маса? Или, может быть, круг кого-нибудь другого? Ответом будет – а какое это имеет значение, когда работы стоят так мало и никому сейчас не интересны. В конце 17 века художники с именем наштамповали тех или иных портретов без счета, потом их повторяли эпигоны, а нам выяснять? Нет, мы горды и не будем копаться в дешевых поделках, пусть они даже ничем не отличаются от дорогих. Справедливо это или нет, но все эти картины висят ЗА пределами истории искусств.

№ 10 Круг Николаса Маса Мужской портрет частная коллекция, 125.5х102.5 см.

Вот портрет, который был сначала школой, а потом – рраз! – стал «приписываться Масу». Ну и пусть, разницы-то никакой.

№ 11 Круг Николаса Маса Мужской портрет последняя четверть 17 в., частная коллекция, 69.2х56.5 см.

№ 12 Круг Николаса Маса Мужской портрет 1670 гг. Пушкинский музей, Москва, 117х99 см.

Чуть выше я просил вас представить пятьсот мужчин в париках и японских халатах. Представили? Увязли! Теперь всей птичке пропасть – оставьте даже важные дела и представьте еще тысячу таких же! Тысячу! После этого мысленного упражнения голландское портретное искусство увидится вам яснее.

Искусство? Хм…

Не уверен.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: