Стандартные портреты прошлых веков висят повсюду, но особенно в слабосильных музеях, в просто-так-коллекциях, а еще на стенах роскошных заведений, которые надо украсить чем-то солидным, а четырехсотлетняя картина всегда солидна.Преисполниться чувств, глядя на эту жвачку (я про стандартные портреты, помните?), невозможно. Только когда на портрете является рожа-пугало-мордоворот, когда у художника вышла карикатура, картина становится ближе и роднее. Чтобы взгляд задержался, необходимо отклонение от нормы, в голландском случае – от миревелтовской, официально утвержденной нормы.
Вот Вильгельм Людвиг графа Нассау-Дилленбургский (Willem Lodewijk Nassau-Dillenburg 1560-1620), который был не только кузеном Морица Оранского, но и штатгальтером Фрисландии, Гронингена и Дренте, и которого называли «Нашим Отцом».
(Нашим отцом?.. Лучше промолчу…)
Все портреты графа так или иначе связаны с Миревелтом: или сделаны в его мастерской, или скопированы с его работ, расползшихся по всем закуткам Соединенных провинций.
№ 1 Михиел ван Миревелт (мастерская) Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского 1609, Ряйксмузеум, Амстердам, 29.8х24.1 см.

№ 2 Михиел ван Миревелт (мастерская) Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского частная коллекция, 62х49 см.

№ 3 Круг Михиела ван Миревелта Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского частная коллекция, 109.5х81 см.

№ 4 Михиел ван Миревелт Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского Фризский музей, Леуварден, 64х51.5 см.

Приведенные Вильгельмы Людвиги друг на друга не похожи, но чтобы показать, что на стене «Наш Отец», а не какой-то ненужный и чуждый граф, бороды и прически везде подстрижены однотипно, другими же чертами лица пренебрежено. Такие-то портреты и наводят на мир ноябрьскую заунывность.
Зато как радуется сердце и отдыхает глаз, когда на портрете не человек, а совершенная каракатица! Вот Вильгельм Людвиг толще подушки, а на носу бородавка. И что? Мне весело, такого отца-штатгальтера я бы с удовольствие повесил у себя на стену и, встречаясь с ним, регулярно бы ему подмигивал и довольно улыбался, потому что у меня бородавки нет.
№ 5 Неизвестный художник Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского после 1616, дворец Хет Лоо, Апелдорн, 102х93 см.

Интересно про бородавку. Ее у графа Нассау-Дилленбургскогоне было, но неизвестный художник углядел на гравюре, с которой писал портрет (ведь не с натуры же!), пятнышко на носу, которое образовалось там из-за неумелости гравера. Однако художник отнесся к пятнышку творчески и сделал бородавку. Гравюра, кстати, не с натуры, а с одного из унылых Миревелтовских портретов (где нос гладок!). Вот она.
№ 6 Boëtius Adamsz. Bolswert с картины Миревелта Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского 1616, 41.1х28.9 см.

И вот злополучное пятнышко.
№ 6 а деталь.

Пятнышко смущало постоянно, одни граверы, копировавшие гравюру Boëtius Adamsz. Bolswert, думали, что все же есть бородавка, другие трактовали нос в позитивном плане.
Надо сказать, что на ранних изображениях графа (вот ранний набросок), нос его чист и прелестен. Не было, не было там ничего!
№ 7 Crispijn van de Passe (I) Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского 1593, Ряйксмузеум, Амстердам, 22.8х15.7 см.

Но мне прелестные графы не нужны. Хочу уродца.