Незаметные Портреты и Заметные

Стандартные портреты прошлых веков висят повсюду, но особенно в слабосильных музеях, в просто-так-коллекциях, а еще на стенах роскошных заведений, которые надо украсить чем-то солидным, а четырехсотлетняя картина всегда солидна.Преисполниться чувств, глядя на эту жвачку (я про стандартные портреты, помните?), невозможно. Только когда на портрете является рожа-пугало-мордоворот, когда у художника вышла карикатура, картина становится ближе и роднее. Чтобы взгляд задержался, необходимо отклонение от нормы, в голландском случае – от миревелтовской, официально утвержденной нормы.

Вот Вильгельм Людвиг графа Нассау-Дилленбургский (Willem Lodewijk Nassau-Dillenburg 1560-1620), который был не только кузеном Морица Оранского, но и штатгальтером Фрисландии, Гронингена и Дренте, и которого называли «Нашим Отцом».

(Нашим отцом?.. Лучше промолчу…)

Все портреты графа так или иначе связаны с Миревелтом: или сделаны в его мастерской, или скопированы с его работ, расползшихся по всем закуткам Соединенных провинций.

№ 1 Михиел ван Миревелт (мастерская) Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского 1609, Ряйксмузеум, Амстердам, 29.8х24.1 см.

№ 2 Михиел ван Миревелт (мастерская) Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского частная коллекция, 62х49 см.

№ 3 Круг Михиела ван Миревелта Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского частная коллекция, 109.5х81 см.

№ 4 Михиел ван Миревелт Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского Фризский музей, Леуварден, 64х51.5 см.

Приведенные Вильгельмы Людвиги друг на друга не похожи, но чтобы показать, что на стене «Наш Отец», а не какой-то ненужный и чуждый граф, бороды и прически везде подстрижены однотипно, другими же чертами лица пренебрежено. Такие-то портреты и наводят на мир ноябрьскую заунывность.

Зато как радуется сердце и отдыхает глаз, когда на портрете не человек, а совершенная каракатица! Вот Вильгельм Людвиг толще подушки, а на носу бородавка. И что? Мне весело, такого отца-штатгальтера я бы с удовольствие повесил у себя на стену и, встречаясь с ним, регулярно бы ему подмигивал и довольно улыбался, потому что у меня бородавки нет.

№ 5 Неизвестный художник Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского после 1616, дворец Хет Лоо, Апелдорн, 102х93 см.

Интересно про бородавку. Ее у графа Нассау-Дилленбургскогоне было, но неизвестный художник углядел на гравюре, с которой писал портрет (ведь не с натуры же!), пятнышко на носу, которое образовалось там из-за неумелости гравера. Однако художник отнесся к пятнышку творчески и сделал бородавку. Гравюра, кстати, не с натуры, а с одного из унылых Миревелтовских портретов (где нос гладок!). Вот она.

6 Boëtius Adamsz. Bolswert с картины Миревелта Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского 1616, 41.1х28.9 см.

И вот злополучное пятнышко.

№ 6 а деталь.

Пятнышко смущало постоянно, одни граверы, копировавшие гравюру Boëtius Adamsz. Bolswert, думали, что все же есть бородавка, другие трактовали нос в позитивном плане.

Надо сказать, что на ранних изображениях графа (вот ранний набросок), нос его чист и прелестен. Не было, не было там ничего!

7 Crispijn van de Passe (I) Портрет Вильгельма Людвига графа Нассау-Дилленбургского 1593, Ряйксмузеум, Амстердам, 22.8х15.7 см.

Но мне прелестные графы не нужны. Хочу уродца.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: