Список Художников по Диагонали

Для завершения главы нужен список жанровых художников. Хотя так ли уж нужен вам? Запоминать череду имен всегда бесполезно, да и в энциклопедиях уже есть, легко найти. Пусть лучше будет несколько коротких рассказов, а монографию никто и не обещал.

1.
Стандартный набор основоположников голландской жанровой живописи – Давид Винкбонс (David Vinckboons 1576-1631/1633), Эсайас ван де Велде (Esaias van de Velde 1587-1630), Виллем Бейтевех (Willem Buytewech 1591/1592-1624), Дирк Халс (Dirck Hals 1591-1656). Они из третьего ряда голландского искусства (то есть первый это Рембрандт, следом Рейсдал/Терборх, а дальше уже наши герои.) Помнят их… нуууу, те, у кого тема магистерской связана с живописью Голландии, их помнят.

Примером ранних жанровых сцен будут веселые, элегантные компании, радующиеся жизни на свежем воздухе. Но сначала фламандская картина, написанная чуть раньше. Дело в том, что вся эта галантность, эти пирушки и пикники не были чем-то исключительно голландским. Покупатели повсюду хотели такие картины и в Антверпене их писали еще до всяких северных соседей-варваров. Антверпенец Луи де Колри (Louis de Caullery 1579/1581-1621) изображал изящных дам и господ, развлекающихся в саду, с самого начала века. И не только он, просто имен других художников мы не знаем. Потому и зовется картина в «стиле Луи де Колри», написана она в Южных Нидерландах около 1600.

№ 1 Неизвестный художник в манере Луи де Колри Элегантная компания в саду ок. 1600, частная коллекция, 41.5х53.5 см.

А теперь голландская школа, но напомню, что у большинства этих художников фламандские корни, да и манера от фламандской недалеко ушла.

№ 2 Давид Винкбонс Пикник ок. 1610, Ряйксмузеум, Амстердам, 28.5х43.7 см.

№ 3 Эсайас ван де Велде Элегантная компания в саду 1614, частная коллекция, 52х85.6 см.

№ 4 Виллем Бейтевех Веселая компания на террасе ок. 1616-1617, Маурицхейс, Гаага, 71х94 см.

Следующая картина непохожа на предыдущие лишь потому, что большая, дорогая и прописанная. Очевидно, это чей-то заказ. Другие картины Дирка Хасла, которые для свободного рынка, менее проработаны.

№ 5 Дирк Халс Пикник 1627, Ряйксмузеум, Амстердам, 77.6х135.7 см.

Рядом с «основоположниками» работали и другие живописцы, нисколько не менее основополагающие, теперь их имена пропали, а зовут их «художник круга ван де Вельде/Бейтевеха/итд» или же «неизвестный художник в манере», как получилось с картиной в манере Луи де Колри (№ 1). Впрочем, иногда имена не забыты, да только никому не интересны: Адам ван Брен (Adam van Breen 1585-1642/1649), известный и успешный (несмотря на два банкротства), больше десяти лет работавший на штатгальтера Норвегии (почти все норвежские работы, увы, сгорели). Вот его изящная пирушка.

№ 6 Адам ван Брен Элегантная компания на террасе 1614, частная коллекция, 34.5х61.5 см.

Сильно ли отличается он от № 3 кисти Эсайаса ван де Велде? Смотря как считать. За ван де Велде в апреле 2008 на Кристис заплатили 2.953.000 долларов. Картину же Адама ван Брена не смогли в 2019 сбыть на Сотбис (эстимейт 60.000-80.000 евро), пришлось спускаться на аукцион пониже, и вот на Ван Хаме в мае 2020 года продана за 28.263 евро. Действительно ли ван де Велде в 100 раз лучше ван Брена? Верить ли цене? Не думаю. На мой взгляд, одно и то же. Как и все эти картины – с похожими композициями, темами, подходами, с более или менее сходной манерой письма.

Элегантные компании писали в Низких землях несколько десятилетий. Вот картина Кристофела ван дер Ламена (Christoffel van der Lamen 1606/1607-1651/1652), почему-то популярная и востребованная, сохранилось несколько копий.

№ 7 Кристоф ван дер Ламен Элегантная компания в саду между 1630-1651, частная коллекция, 58.7х84.3 см.

Как говорится – найдите на этих холстах и панелях хотя бы одно отличие!

2.
Амстердамец Ян Ваутерс прозванный Стап (Jan Woutersz. Stap) был художником середины 16 века и старомодно подражал Квентину Массейсу (1466-1530). Сохранилось полдюжины картин Стапа на библейские темы и еще жанровые работы с нотариусами и их клиентами (этих побольше). В первой трети 20 века – опа! – выяснилось (нашли документы), что с ним ошибались на сто лет: на самом деле Стап родился в 1599, а умер в 1663. То есть даже не самый ранний 17 век. Казалось бы, ну и что? А любопытно. Оказывается, во второй четверти 17 века держался спрос на картины, выполненные в манере столетней давности. Стиль-то его на самом деле допотопен, не случайно Стапа в 16 век записывали. С трудом сейчас представляется, что в десятилетия расцвета голландской школы кто-то хотел у себя на стенах живопись не вчерашнюю даже, а позавчерашнюю. И недешев был он! Цен мы не знаем, зато рама для одной из его работ стоила 26 гульденов, значит, сам-то холст был дороже (и намного!).

№ 8 Ян Ваутерс СтапВ кабинете нотариуса ок. 1629, Ряйксмузеум, Амстердам, 75.5х106.5 см.

Тут видно, как у знатоков и любителей искусства любовь и знание запрограммированы. Наклеят единожды на картины ученую этикетку, например, что живопись 16-го века, так 16-м веком она и останется – вопросы не возникнут, сомнения не зашевелятся, затылок не зачешется, а уверенность не поколеблется. И только документ, только найденная бумажка смогут надпись на табличке под картиной поменять. Стап напоминает еще, что голландской школой можно называть лишь некоторые из полотен, написанных в Северных Нидерландах. Мы же, выщипав из истории искусства нужные нам картины-шедевры и собрав их в музеи, объявили часть целым, а дробь единицей. Подогнали под концепцию.

3.
Сейчас уже немодно писать о густом символизме голландской живописи или ее педагогическом предназначении. Что яблоки, груши, виноград, все фрукты натюрморта лишь для того, чтобы взглянув, подумать о смерти, ибо они сгниют и сам ты умрешь, не заметишь даже, как умрешь. Что картины с гулящими девицами исключительно для того, чтобы предостерегать от гулящих девиц… Ведь без инструкции-иллюстрации можно запросто спутать такую со скромницей, а потом всю жизнь расхлебывай… Эти недавние научные (!) толкования кажутся сейчас вздором, вздором и являются, но откуда они взялись? Не с потолка. Были, были художники, которые на самом деле в картинах читали проповеди, иллюстрировали пословицы или агитировали за правильный протестантизм, облаивая неправильный. Таких персон наберется не шибко, но об одном мастере надо сказать обязательно, вот он. Адриан ван де Венне (Adriaen van de Venne 1589–1662) голландский художник для голландцев, а прочим народам мало интересный. Не только живописец, но еще график, миниатюрист, печатник, издатель, художник интерьеров, поэт. Большой энергии человек.

Живопись его особого рода. Очень сюжетная без хотя бы слабой попытки декоративности, колорита, пространства. Иллюстрации со смыслом, где шутки и проповедь. Его работы это не взгляд на мир и натуру, а карикатура, что-то вроде Кукрыниксов, которые ведь и масляными красками баловались, и во ВХУТЕМАСе учились. Карикатура подходит для рассказа, для сюжета. Выбрав подходящую схему, можно к ней прилипнуть и использовать ее годами, на натуру уже внимания не обращая, времени так тратится меньше, эскизы и наброски не нужны, художнику прямая экономия. Карикатурная живопись обычно скучна и монотонна, зато любители смешного, купившие полотно, веселятся и любого забредшего в гости тоже призывают похихикать. Юмор сближает…

Ван де Венне свои карикатуры выполнял профессионально, вероятно и с натуры мог бы умно писать, если б то было кому-нибудь нужно.

Самые первые картины ван де Венне другие – это пейзажи, конькобежцы, кавалькады, зима… Тщательные и во фламандском вкусе. Дорогие, потому что там не дешевые краски и много пота. В 36 лет он переехал из Мидделбурга в Гаагу, попытался там подлизаться к двору штатгальтера (не особо получилось). Со сменой места жительства он резко поменял манеру и темы живописи, как раз и стал писать в основном гризайли-карикатуры и в основном крестьян, нищих и бродяг (в столице нравились комические сюжеты – мужичоооок, как это смешно!). И вот у Адриана ван де Венне аллегорий, смысла и морали – полные картины. Правда, не скрытых, а явных, часто с поясняющими надписями, чтобы зритель не ломал голову. И смыслы там короткие и простые. Без глубин.

Сначала приведу рисунок «Сильны ноги, несущие роскошь». Картина тоже была, но пропала во время последней мировой войны. Могучий господин несет расфуфыренную даму, сорящую деньгами, проливающую вино, а из ее курительной трубки сыпется табак. На земле лежат атрибуты разных игр, сзади какая-то женщина бьет своего не столь удачливого кавалера. Внизу лента, на ленте эта самая пословица про роскошь и сильные ноги.

№ 9 Адриан ван де Венне Сильны ноги, несущие роскошь Ряйксмузеум, Амстердам, 50.1х40.9 см.

Есть и парная картина со слабыми ногами, несущими нищету. Основной корпус работ ван де Венне это как раз крестьяне, оборванцы и их… не аристократическое поведение. Вполне жанровая живопись (потому тут о нем и речь). На многих панелях художника сделаны бандерольки с поясняющими фразами. Но если над ними задуматься, то становится непонятно, что ван де Венне имел в виду. Вот «Бедная роскошь» – зачем, куда, почему? Что за роскошь? В чем соль? Что тут смешного? Или же тут грустно? Это намек на какой-то текст? Сейчас объяснить смысл историки не могут. Попытки были, но к согласию знатоки не пришли.

№ 10 Адриан ван де Венне Бедная роскошь Музей Бойманса – ван Бёнингена, Роттердам, 33.3х56.3 см.

Вот еще, совсем уж странный пример. Бандероль «Что только человек не сделает ради денег» является частью голландской пословицы, известной с 16 века – «Что только человек не сделает ради денег, – сказал крестьянин, увидев обезьяну, сидящую на окне.» Смысл пословицы сейчас непонятен. Таких работ с крестьянином и обезьяной у ван де Венне несколько, но ни одна из них не может нам объяснить, что же происходит на картине.

№ 11 Адриан ван де Венне Что только человек не сделает ради денег 1627, частное собрание, 26.7х19.4 см.

Два слова о живописи ван де Венне, она у него быстрая, дешевая, сохранилось немало копий, изготовленных в мастерской художника. Значит, был хороший спрос. Простонародье показано во всем своем безобразии, такой подход выбирали многие из голландских жанровых живописцев. Успех гризайли свидетельствует, что цвет в живописи для голландцев второстепенен, им хотелось сюжета, а не колорита. Если же многоцветие и было, то лишь для имитации натуры, для того, чтобы листья были зелеными. Находить же в красках гармонию и настроение… это задачи 19 века. Иногда полихромия и появлялась, но чаще для того, чтобы картина стала подороже. Надписи же на картинах ван де Венне отрезвляют – если мы не понимаем банальных сюжетов с аккуратными объяснениями, то, может быть, толкованием просто пейзажей или натюрмортов лучше вообще не заниматься?

4.
Культурный слой – тонкий, как пленка, а кажется чем-то солидным, долговечным. Но вот порвется и… и всё. Словно не было ничего на том месте. Мэри Энн Скотт защитила в Мэриленде в 1984 году докторскую про Корнелиса Бегу (Cornelis Bega 1631/1632-1664), харлемца, писавшего жанровые сцены, готовила первый полный каталог его работ, неожиданно умерла в 1988 и нет до сих пор каталога. И когда еще будет… Никому этот Бега, кроме Мэри Энн, и не был нужен. (Как всегда чужой живописью серьезно и массово занимаются лишь американцы, тут они большие молодцы. Для сравнения – в Эрмитаже покуда еще НЕ ИЗДАН каталог всех картин музея.)

Корнелису Беге не повезло, ни в какой из залов славы никогда его не включали. Голландских художников было слишком много, нельзя было произвести в «таланты» сотни однотипных мастеров, кого-то надо было с корабля выкинуть, кидали же произвольно. Хотя Бега получше многих, хорошие его работы, а такие есть, стоят сейчас четверть миллиона долларов, но известен он лишь историкам искусств. Почему о нем тут? В Низких Землях всегда было мало умелых рисовальщиков, а Бега набрасывал тщательные и крепкие, цепкие эскизы с натуры, какие больше никто не делал тогда. Лишь через двести лет так рисовать модель стали повсеместно. Увы, добавить что-либо к правильному рисунку в картинах ему не удавалось, а наоборот, краски забивали живость и форму. Выходило скучновато, как всегда бывает с «правильным», рациональным искусством. Но повторю –- Бега не хуже многих известных голландцев.

№ 12 Корнелис Бега Алхимик 1663, Национальная галерея, Вашингтон, 35х28.6 см.

№ 13 Корнелис Бега Алхимик ок. 1663, музей Mayer van den Bergh, Антверпен, 17.3х14.2 см.

Подобная тщательность эскизов настолько редка, что почти все голландские похожие безымянные листы-наброски сейчас автоматически приписывают Беге (или же «художникам его круга», если рисунки послабее). Смехотворная какая-то логика. Первые работы Корнелиса Беги напоминают Адриана ван Остаде, позже его манера изменяется, возможно, он и стал бы превосходным мастером, если б не умер в 32 года от чумы. Единственная его небольшая выставка все же состоялась, прошла в двух музеях Германии в 2012 году, каталог выставки посвятили памяти Мэри Энн Скотт.

5.
Николас Мас (Nicolaes Maes 1634-1693) – ученик Рембрандта. Так его представляют, и звучит внушительно, а на самом деле вовсе не похвала. Подмастерья у Рембрандта были и хорошие и плохие, держал их мастер, во-первых, для заработка (обучение стоило 100 гульденов в год), а во-вторых, для работ в студии, ученики писали части картин или даже небольшие холсты целиком, гений их подписывал и продавал как свои, но чуть дешевле. Те, кто хотели чему-то научиться, могли это сделать, натуру у Рембрандта рисовали серьезно, но из учеников только Карел Фабрициус стал превосходным живописцем.

Мас начинал с исторических и жанровых сцен, потом беззатейно стал портретистом и писал портреты, портреты, портреты, портреты, портреты, портреты: 900 штук одних портретов. И речь идет о сохранившихся! То есть Мас был недорог и основной упор делал на поточное производство. Скучный, простой погрудный мужской портретик (женские всегда чуть дороже) будет доступен и сейчас, можно найти тысяч за пять евро. Жанровые же сцены, а о них и идет речь в этой главе, ценятся по-настоящему и включаются в истории искусства. Мас написал их мало и в самом начале карьеры; почти все висят в музеях, а когда появляются на аукционах, то сильно дороже. Так совсем скромная картинка (30х25 см.) продана в 2002 за 336.650 фунтов стерлингов. Жанровые работы его хоть и написаны дешево и с гуляющим рисунком, но оригинальны и узнаваемы. Манеру живописи Маса не спутать с другими живописцами, так бывает не часто. Жаль, что у него были исключительно денежные вожделения, а не художественные.

Женщины на картинах Маса почти всегда носят красное, а помимо этого еще нянчат детей, вышивают, а постарев, спят или молятся перед едой, самые же его знаменитые дамы – подслушивают. Приведу для примера двух таких голландок. Первая картина это еще и обманка, с написанными красками рамой и защитной занавеской

№ 14 Николас Мас Подслушивает ругань 1655, Guildhall Art Gallery, Лондон, 46.4х72.1 см.

На следующей картине композиция сложнее, этого потребовал большой формат. Дом здесь не реален, а выдуман художником, перспектива у Маса всегда противоречила логике, на большом холсте то особенно явно. И кривенько. И фигуры сзади пластилиново-бесформенны. Все это признаки дешевой живописи, пусть и немаленького размера.

№ 15 Николас Мас Подслушивает 1657, Музей Дордрехта, 92.5х122 см.

Среди учеников Рембрандта, писавших жанровые сцены, Мас из самых оригинальных. Увы, решение писать дешево, а после переключение на портретную живопись, сделали его художником менее интересным, чем он мог бы стать.

6.
В музеях и запасниках хранятся десятки, а то и сотни жанровых живописцев. Ученики Рембрандта (Экхаут, Хогстратен, Викторс), бамбочатты, то есть голландцы писавшие в Италии, со своим предводителем Питером ван Ларом, художники, изображавшие крестьян (братья Остаде и их последователи), лейденцы, вытюкивавшие детали, живописцы, похожие на Халса (Лейстер, например). И еще, и еще, и еще. Если упомянуть их всех, навалить еще картин и историй, то без того толстая книга разбухнет на пять томов. А потому – конец главы.

One thought on “Список Художников по Диагонали”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s