Портрет (7)

Портреты знаменитостей

Зачем нужны семейные портреты – понятно. Но в голландских домах стены украшали не только родственниками, были там и другие лица. Например, Оранские или их противники, в зависимости от политических предпочтений. Каждый мог устроить маленький иконостасик из своего любимого ленина (и устраивали!) Были и просто знаменитости – ученые или военные. Возьму в пример военного!

Портреты генералов приятны мужчинам. И адмиралов. И женщинам. Герой Соединенных провинций адмирал Михил де Рюйтер (Michiel Adriaenszoon de Ruyter 1607–1676) был из таких: постоянно побеждая врагов, он обрел всеевропейскую славу. Слава и портреты не живут раздельно, чем больше первая, тем многочисленнее вторые, потому картин с ним много, а гравюр еще больше. Вот они. Первый портрет написан через год после того, как де Рюйтер стал вице-адмиралом Амстердамского адмиралтейства

№ 1 Hendrick Berckman Михил де Рюйтер 1655, Zeeuws Maritiem muZEEum, Vlissingen, 67х54 см.
001

Какой бравый, а? Следующая победительная картина: Рюйтер оказал большую услугу датскому трону в войне со Швецией и его портрет был заказан королем Фредериком Третьим голландцу ван Мандеру (тоже Третьему). Это одно из 24 полотен украшавших замок Фредериксборг. Судьбу, правда, не переубедишь, через четыре года датчане Швеции проиграли, замок был разграблен и портрет теперь у в шведов в их шведском замке.

№ 2 Карел ван Мандер Третий Михил де Рюйтер 1656, замок Скуклостер, Швеция, 145х109 см.
002

Нужда в усатых портретах неотвратимо нарастала. Холст 1655 года (№ 1) копировали, сам Беркман писал с него новых де Рюйтеров, сохранилось, по крайней мере, еще четыре таких. Вот любимый адмирал (в новой одежде и бОльшего размера) радостно улыбается после победы над англичанами в преддверии второй англо-голландской войны.

№ 3 Hendrick Berckman Михил де Рюйтер 1664, Королевский музей Гринвича, Англия, 106.7х76.3 см.
003

Популярность героя била рекорды, одному художнику было ее теперь не осилить. После победы адмирала в Четырехдневной морской битве (1666) адмиралтейство обратилось за помощью к Фердинанду Болу, ученику Рембрандта, ставшему в 60-х года одним из самых востребованных портретистов. Было решено повесить портреты адмирала во всех залах для совещаний в адмиралтействах провинций. Эти иконы де Рюйтера в исполнении Бола (дошло 6 картин) и стали каноном, который с 17 века тиражируется до сих пор! Вот он.

№ 4 Фердинанд Бол Михил де Рюйтер 1667, Ряйксмузему, Амстердам, 157х138 см.
004

Де Рюйтер оказался выгодным героем, и помимо канонического портрета Бол исполнил еще две других версии. Вот героическая в доспехах. Хорош ли портрет? Гм… Видно, что художник спешил…

№ 5 Фердинанд Бол Михил де Рюйтер 1667, Zeeuws Maritiem muZEEum, Vlissingen, 154х135 см.
005

По окончании второй Англо-Голландской войны (1667) Рюйтер стал еще прославленнее, стал залогом безопасности целой страны, и чтобы не потерять героя во время шторма или боя, правительство запретило адмиралу выходить в море… (Странно… Мне вот кажется нелогичным…) Слава же все росла! Завистники (из конкурирующей партии в адмиралтействе) пытались его убить (на суше) (надо было запретить ему быть и на суше!), а стране по-прежнему требовались новые портреты. Пригодилось умение Беркмана, и он написал нового адмирала (скопировал со своего старого), Карел Дюжарден написал своего де Рюйтера (скопировав с Бола). Хорошее подтверждение тому, что большинство портретов к искусству имеет самое стороннее отношение. Не о том они, не о том.

№ 6 Карел Дюжарден Михил де Рюйтер 1669 Морской музей, Амстердам, 128х104 см.
006

Был еще неизвестно когда сделанный портрет кисти Говерта Флинка (известен по гравюрам), но он за века потерялся. Гравюр же, дешевых и всем доступных, было море или даже океан, что для адмирала подходяще. В основном гравировали с портретов, но иногда и со специальных подготовительных рисунков. Вот гравюра самая ранняя и с рисунка, сделанная когда Рюйтер был обычным капитаном и носил обычные усы.

№ 7 Michiel Mosijn с рисунка Gerbrand van den Eeckhout Михил де Рюйтер 1640-1650, 42.3х32.4 см.
007

Для новых гравюр брали за образец старые, и тогда получался испорченный телефон, от де Рюйтера оставалась голова (присуща каждому человеку) и неизменные усы (самое главное).

№ 8 Неизвестный художник Михил де Рюйтер 17 век, 13.2х7.8 см.
008

Хотя обычно так далеко от модели не убегали, а старались, чтоб было знакомое зверское лицо с разбойничьими усами.

№ 9 Abraham Bloteling с рисунка или картины неизвестного художника Михил де Рюйтер 1655-1690, 28.2х22.2 см.
009

Все эти Рюйтеры вполне условны, публике на холсте нужен был не человек, а… Как сказать? Символ – не то… Образ?.. Тоже не то… Идол? Орел? Сейчас подростки так украшают комнаты постерами футболистов.

Герои нужны были и властям и гражданам. Вот жанровая картина Франса ван Мириса Младшего (Frans van Mieris II 1689–1763). Рюйтер уже сорок лет, как умер, но без него не обойтись никому, и вот он на гравюре (№ 9) в кабинете ученого.

№ 10 Франс ван Мирис Младший Ученый в кабинете 1717, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне, 30х24.9 см.
010

2 thoughts on “Портрет (7)”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: