Портреты (6)

Барби как идеал

Портрет изготавливали по нескольким лекалам и правилам, их было немного. Живопись (то есть искусство) и изображение характера-внешности не были там целью. Опознать человека по портрету обычно трудно. Отличите одну Барби от другой на полке в магазине! Заказчик или заказчица и не подозревали, что может быть иначе. Вот портреты Амалии Маргареты ван Бредероде (Amalia Margaretha van Brederode 1625–1663), блестящей держательницы салона (L’Ordre de l’Union de la Joye), куда в середине века стучались самые-самые кавалеры Соединенных провинций, например, Йохан де Витт, вершивший тогда судьбы страны, или галантный, образованный и умный Константин Гюйгенс, обратившийся с нижайшей просьбой о приеме в галантный клуб. Но какой бы яркой, утонченной и свободной ни была Амалия Маргарета, портреты ее сделаны по правилам, а значит – серы и безлики. Про даму, на них изображенную, в научной литературе пишут: «возможно, Амалия Маргарета ван Бредероде». Действительно, как такую отличить от соседки? На портрете же, в котором НЕ сомневаются, внизу большими буквами написано ее имя. Вот и не сомневаются.

№ 1 Неизвестный художник Портрет Амалии Маргареты ван Бредероде 17 век, частная коллекция, 72.5×59 см.
001

№ 2 Неизвестный художник, Портрет женщины, возможно, Амалии Маргареты ван Бредероде после 1650, частная коллекция, ?х? см.
002

№ 3 Неизвестный художник, Портрет женщины, возможно, Амалии Маргареты ван Бредероде между 1650-1674, частная коллекция, 114.5х88 см.
003

№ 4 Приписывается Герарду Хонтхорсту, Портрет женщины, возможно, Амалии Маргареты ван Бредероде между 1630-1660, частная коллекция, ?х? см.
004

№ 5 Приписывается Герарду Хонтхорсту, Портрет Амалии Маргареты ван Бредероде середина 17 в., 74.5х58 см.
005

Все это (№ 1-№ 5) были портреты не только без внешности, но и без композиции и всего-всего прочего. Именно после таких “картин” и понимаешь, что это паспортная фотография. Однако есть и еще одна Амалия Маргарета, кисти Хорнхорста, который мог писать и пленительно, когда заказчица вдруг испытывала нужду в пленительном. Нестандартный формат, французский шик и неотразимость в № 6 зашкаливают (правда собачка перекормлена и портит картину справа тяжелым и черным пятном).

№ 6 Герард Хонтхорст Портрет Амалии Маргареты ван Бредероде после 1650, Schloss Mosigkau, Dessau, Saksen-Anhalt, 80х150 см.
006

Но и в этом изображении – блестящем, оригинальном и дорогом – нет никакого сходства с графиней ван Бредероде или с кем-либо еще. Даже собачка характернее красавицы! Снова художником написана Барби. Потому и принимали Амалию Маргариту сначала за совсем иную даму, но потом составители каталога Хорнтхорста согласились на Амалию, а другие ученые не возражали.

Еще немного изящных женщин

Если портреты Амалии Маргареты отвязаны от ее внешности и отбегают кто ближе, кто дальше, то несколько голландских женщин вместе все похожи одна на другую. Молодые или не вполне молодые дамы оказываются молодыми и прелестными. Про любую из них можно будет сказать… э-э-э… и что же можно будет сказать про любую из них?.. Не уверен, что можно будет сказать…
Художнику было важнее всего, чтобы модель не обиделась… Если у ветреной леди горбинка на, допустим, носу, писать ли горбинку? Да никогда! Смутность и приблизительность глядят на нас с большинства холстов пленительными глазами. Вглядитесь в лица моделей и сравните их.

Сначала портреты Николаса Маса (Nicolaes Maes 1634-1693), ученика Рембрандта, писавшего сначала жанровые сцены (которыми и известен), позже перешедшего на поточное производство выгодных портретов. Он начал писать их в 1656 году, воспринял изящность Вандейка, снискал коммерческий успех и даже не пострадал после 1672 года (год катастрофы), когда рынок искусства рухнул. Вот его дамы, все они сестры, все они даже не сестры, а одна и та же прелестница, коей желали быть разношерстные заказчицы.

№ 7 Николас Мас Портрет женщины, возможно, Анны или же Марии Меуленар 17 в., частное собрание, 43.5х31 см.
007

Сейчас портреты кисти Маса не так и дороги (потому что их так много!), хотя у него и прижизненная слава, и ученичество у Рембрандта, и шелковый блеск одежд. Вот этот продан за 19.050 евро в 2016 году.

№ 8 Николас Мас Портрет женщины 17 в., частное собрание, 63х54 см.
008

№ 9 Николас Мас Портрет женщины 1688 в., частное собрание, 57х48 см.
009

№ 10 Николас Мас Портрет женщины, возможно, Евы ван Нек между 1675-1693, Stichting Kasteel Twickel, Delden, 61.5х50 см.
010

№ 11 Николас Мас Портрет женщины 1677, Музей Тимкен, Сан-Диего, 67.6х56.5 см.
011

Вот те же самые дамы, локоны, сестры, пейзажи за плечом, шелка и декольте в исполнении двух других художников.

№ 12 Jan van Haensbergen Портрет женщины с ребенком конец 17 в., частная коллекция, 75.2х48.9 см.
012

№ 13 Каспар Нетшер Портрет Catharina de Witte 1678, Ряйксмузеум, Амстердам, 49х40 см.
013

Автор № 13, Каспар Нетшер (Caspar Netscher 1635/36-1684) иногда писал заготовки моделей (как раз такие – в шелках и локонах) и после поступления заказа врисовывал в пустое место лицо красавицы. Тут хочется задать вопрос: а зачем надо было врисовывать лицо, если лица одинаковы, как платья, прически и антураж? Вероятно, подобное действие в современной журналистике и называют каким-нибудь постмодернистским словом… Но сама идея завораживает: заказчица превращает нечто однотипное и безликое (вроде манекена) в саму себя в ту минуту, когда платит художнику за свой портрет.

Не один Нетшер пользовался этим удобным методом, так же работал и Терборх (иногда). Несмотря на унификацию и передовые методы производства, публика считала (и до сих пор считает), что портрет изображает кого-то конкретного! Впрочем, вряд ли нужно удивляться такой стандартности образа, до сих пор многие бегут в парикмахерскую, чтобы сделаться там, как актриса в журнале, и потом успешно ее напоминают.

Все же в 17 веке на портретах обычно писали и рисовали вполне определенного человека (потому-то у одних господ лысина, у других шевелюра, у третьих пушистенькие усы, а у некоторых тощенькие), но делали это приблизительнее, чем в 19 или 20 веке. Портрет не должен был походить на модель. Заказчику картины вместо себя нужен был улучшенный вариант – поидеальнее и подостойнее.

После этих портретов испытываешь двойственное чувство. Во-первых, хочется, чтобы живопись была хороша, так что вроде бы похожесть и необязательна. Так любители пьес не бегут в архивы выяснять, был на самом деле Ричард Третий злодеем или нет. А во-вторых… Громадный нос у Клеопатры Седьмой до сих пор удивляет и было бы жаль остаться в неведении. Но есть и в-третьих: если художник выдумывает лицо, то получается слабо и неинтересно, а если пишет с натуры, то иногда (иногда-иногда!) выходит здорово. Исключения из этого правила не бывает.

Характер

Не сглаженная характерность (то есть горбинка) на портреты выплескивалась редко и случайно. Она (характерность) стала иметься в виду лишь после того, как фотография предъявила новые требования живописи и рисунку. Похожим образом традиционные церемонии (например, коронование) в 20 веке подчинились правилам и ритму телевизионных трансляций. Тем не менее, это недавнее желание понять, как человек выглядел на самом деле, сейчас ретроспективно распространяется и на портреты 17 века. Да иногда это и важно, как в портрете Андриса де Граффа кисти Рембрандта.

Характер это то, как носят одежду, сидят у стола, держат голову, прищуривают глаза, это жесты, гримасы, правильно выбранный художником ракурс и некоторая карикатурность. В профессиональной фотографии характерности добиваются (иногда), отсеивая сотни снимков и выбирая попавший в цель. В живописи необходима долгая работа с натуры. Портретов характерных (а не приблизительных) в Голландском искусстве еще меньше, чем с необыкновенной и неожиданной композицией.

Первым примером будет не голландский, а фламандский художник. Якоб ван Ост Старший (Jacob van Oost I 1603–1671). Большинство его портретов обычны, но несколько выбиваются (сильно) из традиционной пресности. Находки эти не были оценены, не были нужны ни самому художнику, ни его публике.

№ 14 Якоб ван Ост Старший Портрет Leonora Sophie Ulfeldt 1665, Национальный музей истории, Hillerød, Дания, 53х42 см.
014

Теперь голландец. Якоб Бакер (Jacob Adriaensz. Backer 1608–1651), современник и соперник Рембрандта, обычный художник, писавший стандартные портреты необыкновенно быстро (половина фигуры в натуральную величину и с кружевами готова за день) и скучно, то есть как все кругом. Небольшой эскиз не совсем молодой женщины, да еще и с толстыми щеками. Такие лица писать проще гладких, юных и стандартных, ну и что? Другие тоже писали старых, но у них-то острота замыливалась. По меркам голландского искусства особенный портрет (и судя по всему не трони).

№ 15 Якоб Бакер Портрет женщины ок. 1633-1634, частная коллекция, 45х35.5 см.
015

И как у ван Оста – изображение индивидуальности никем не замечено, никому не в печаль не в радость. Тот же самый Бакер, даже еще более опытный, через десять лет пишет женщин с надоевше-прекрасным лицом без характера и узнаваемости (без той особой гримасы, улыбки, царапинки).

№ 16 Якоб Бакер Портрет женщины, возможно, Ребекки Схеллингоу ок. 1644, Музей Амстердама, Амстердам, 93.5х72.5 см.
016

№ 17 это скорее миниатюра, а не портрет. Но модель ни с кем не спутать.

№ 17 Приписывается Willem Cornelisz. Duyster Портрет мужчины 1627, Ряйксмузеум, Амстердам, 14.7х11.4 см.
017

Известный портрет Рембрандта из Метрополитена. Молодой Герард ле Лересс (24 лет от роду). Врожденный сифилис уже изменил его внешность, Рембрандт не заретушировал, не сделал Лересса манекеном, а поймал индивидуальность.

№ 18 Рембрандт Портрет Герарда де Лересса ок. 1655-1657, Метрополитен, Нью-Йорк, 112.7х87.6 см.
001-rembrandt_harmensz-_van_rijn_095

Мозес Терборх, младший брат Герарда Терборха, погибший во время второй Англо-голландской войны. Опять небольшой портрет, вернее эскиз. Для решения необычных задач (похожесть) обычные размеры портретов не вполне подходили. Тут вообще характерность – самое главное.

№ 19 Мозес Терборх Автопортрет ок. 1660-1661, Ряйксмузеум, Амстердам, 8х7 см.
019

Подытожу одним предложением. Та похожесть-характерность, которую мы ценим сейчас, голландцам была в 17 веке не нужна, потому ее на портретах и не найти.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: