Портреты (5)

Портреты Рембрандта

Нахваливание Рембрандта вошло в качестве обязанности в конституции всех свободных стран. Отступники наказываются. Скажем, серьезный ученый, Эрик Ян Сляутер (Eric Jan Sluijter), написав, что обнаженные женщины кисти Якоба ван Лоо нравились в 17 веке больше, чем нимфы Рембрандта, справедливо боится, что его отождествят с преступными поклонниками ван Лоо, и считает необходимым оговориться, что Рембрандт был гений и гораздо лучше, чем ван Лоо, и что он, Сляутер, это прекрасно понимает.

Также всем изестно, что если кто-то ругает Рембрандта (Пушкина, Шекспира, демократию), то это говорит о ругающем ВСЁ, а о Рембрандте-Пушкине ничего. Ну, ладно… теперь, когда про меня всё ясно, я продолжу.

Череда нудных портретов голландских художников помогает разобраться почему, слыша десятилетиями осанну Рембрандту, а потом, укатив за моря и дотянувшись до недоступного прежде музея, застыв в поклоне перед шедеврами голландского гения, готовишься лопнуть от восторга, а выходит пшик… Дело в том, что у Рембрандта живопись бывает хорошая и плохая, и эту плохую не может исправить даже всеобщее коленопреклонение… Итак, пара слов о портретах Рембрандта. Их несколько видов.

Бывают тщательно выписанные холсты, где в глаза бросается лишь здоровое желание заработать и подладиться под шикарно-роскошные ожидания заказчиков.

№ 1 Рембрандт Портрет Marten Soolmans 1634, Ряйксмузеум/Лувр, 207х132.5 см.
001

Есть у Рембрандта ленивые, стандартные портреты, на которые и смотреть не стоит. Я приводил овальный и скучный (во второй части главы о портретах), вот еще один такой.

№ 2 Рембрандт Портрет Marten Soolmans 1634, Народный музей, Варшава, 71.2х53 см.
002

На двух портретах Мартена Солманса изображен человек без внешности. Такими бывают манекены, у которых сделаны нос и уши, иногда даже ресницы, но взгляд скользит мимо. Никто не подводит к такому друзей и не говорит: “Вот мой любимый манекен!” И если в жанровых картинах люди без характерных черт оправданы (у Вермеера, например), то с нынешней точки зрения (а вчерашней точки зрения у нас нет) вряд ли так надо писать портреты. В большом портрете Солманса есть несколько бойких живописных фрагментов, но они погоды не делают. Эта композиция как две капли воды похожа на другие портреты в полный рост, тогда писавшиеся. И даже то, что за Солманса и парный к нему портрет Oopjen Coppit Лувр и Ряйкс заплатили 160 миллионов евро, качество живописи улучшает совсем чуть-чуть.

Еще есть у Рембрандта не получившиеся, плохо нарисованные люди. Это мешает и это странно, Рембрандт был превосходнейший гравер и рисовальщик, но перевести это умение в живопись и не покарежить его не всегда у него выходило. Скажем, эрмитажный Иеремия де Деккер, где к большому лицу пририсованы маленькие плечики, или вот (№ 3) красивая живопись и плохой, рассыпающийся рисунок. Безумные пропорции головы с фанерным носом и пролетевшими мимо цели глазами. Такое ощущение, что и не с натуры.

№ 3 Рембрандт Портрет женщины, возможно, Elisabeth Delft ранние 1660-е гг., Метрополитен, Нью-Йорк, 92.1х74.6 см.
003

Но есть у Рембрандта хорошие портреты, есть и прекрасные (и это главное). Вот живописный, с воздухом и пространством, нестандартным поворотом головы и взглядом куда-то за зрителя. Игра со светом, тенью и проработка лица. Схвачен характер модели. Композиция совсем проста, но не мешает.

№ 4 Рембрандт Портрет мужчины, возможно, Pieter Six ранние 1650-е гг., The Faringdon Collection, Buscot Park, 92.5х73.5 см.
004

Так чем отличаются портреты Рембрандта от стандарта того времени? В главе выше я привел несколько “вкреслесидящих” джентльменов. А вот Рембрандт и его сидящие модели. Часто (часто!) он старался писать оригинально и искал новое решение. Иногда у него получалось, иногда нет, но видно, что трафареты надоедали и ему.

В № 5 художник ухватил (попытался ухватить, рисунок тут плох) момент, когда заказчик вставал-поднимался с (красного!) кресла.

№ 5 Рембрандт Портрет мужчины, встающего с кресла 1633, Taft Museum of Art, Цинциннати, 48.8х38.7 см.
005

Еще одна нестандартная композиция. Если не помнить однотипные портреты в кресле (они тут), то можно и мимо пройти – картина очень почернела и сейчас невнятна. Но почему ж не помнить? Видно, что даже в портретах Рембрандт много раз бывал художником и писал не схему, а живопись.

№ 6 Рембрандт Портрет Nicolaas Bruyningh 1652, Галерея старых мастеров, Кассель, 106.8х91.5 см.
006

Следующая поза более или менее обычна, но все равно это не бесконечное повторение одного и того же (не как у Верспронка).

№ 7 Рембрандт Старик в кресле 1665, Уфицци, Флоренция, 104х86 см.
007

Снова в кресле (с красным фоном!), но опять иначе. Очень уверенная и, увы, сильно почерневшая живопись.

№ 8 Рембрандт Портрет седого мужичны 1667, Национальная галерея Виктории, Австралия, 108.9х92.7 см.
008

Я говорю не о качестве живописи, чтобы о ней судить, надо объехать все эти галереи в разных странах и увидеть картины вживую. Я тут о желании художника НЕ повторяться. Таких живописцев было в Голландии мало. Рембрандт был одним из них.

Три портрета

Когда Rudi Ekkart (серьезный ученый и знаток портретной живописи) написал статью о заимствовании Рембрандтом (крамола! бог не заимствует, а творит!) достижений портретистов-предшественников, он должен был ритуально пооправдываться. Из-за того же страха, что его обвинят в троцкизме, арианстве или в том, что all lives matter. Извиняясь, Ekkart возносит на недосягаемую (для прочих мазил-художников) высоту три прославленных ранних холста, которые я тут и приведу.

№ 9 Рембрандт Портрет Nicolaes Ruts 1631, Frick Collection, Нью-Йорк, 116.8х87.3 см.
Nicolaes Ruts

№ 10 Рембрандт Портрет Marten Looten 1632, LACMA, Лос Анжелес, 92.7х76.2 см.
010

№ 11 Рембрандт Портрет неизвестного, очиняющего перо 1632, Галерея старых мастеров, Кассель, 101.5х81.5 см.
011

У моделей не стандартные позы, так Marten Looten наклонен вправо, и кажется, будто он написан в движении, Nicolaes Ruts изогнулся штопором (насколько это возможно в его возрасте и одежде), а неизвестный, очинивающий перо, очинивает перо. Революции в живописи нет, но и такими мелочами не стоит пренебрегать, когда смотришь на историю искусств. Портреты ладные, объемные, сдержанной (скучной) гаммы, уверенные. Вполне условны и не похожи на модель (но об этом я расскажу дальше). Не случайно некоторые ученые думали, что в “Очиняющем перо” изображен голландский каллиграф Coppenol. Рембрандт два раза гравировал с него офорт, который на этот портрет совсем не похож, но лица у Рембрандта всегда смутные, и годятся многим людям с обычной внешностью. Рембрандт использует давно известные мотивы, чуть изменяя их, так фалда камзола, выбивающаяся из-под ручки кресла, в № 11 есть уже у Мора в портрете Грешема. У Рембрандта же она чуть материальнее. Словом, тут не олимпийский революционный прыжок, а осторожная эволюция.

Три портрета (других)

Прошло двадцать лет. Рембрандт не застыл, как застывали многие художники, научившиеся зарабатывать, а стал писать гораздо лучше. Иногда у него выходило и совершенно по-новому, и прекрасно!

№ 12 Рембрандт Портрет Яна Сикса 1654, Six Foundation, Амстердам, 112х102 см.
Jan Six (1618-1700), by Rembrandt

№ 13 Рембрандт Портрет читающего Титуса, сына художника ок. 1656-1657, Музей истории искусств, Вена, 70.5х64 см.
013

Титус (как заметил каждый) сидит в кресле. Но как же он отличается от других сидящих господ. Margaretha de Geer тоже в кресле. Здесь нет схемы, а оригинальная композиция, тут отличные рисунок и живопись.

№ 14 Рембрандт Портрет Margaretha de Geer ок. 1661, Национальная галерея, Лондон, 130.5х97.5 см.
014

Вот еще одна Margaretha de Geer кисти Николаса Маса. Удобно сравнить. У Рембрандта искусство, а у Маса ремесло и тоска.

№ 15 Николас Мас Портрет Margaretha de Geer ок. 1660, Музей изящных искусств, Будапешт, 88х68 см.
015

Почти половина всех работ Рембрандта это портреты, а считая трони, то и больше. Среди них есть прекрасные, есть плохие и никакие. У Рембрандта много превосходных автопортретов – все же независимость от клиента помогает. С самого начала Рембрандт писал портреты по-новому, по-своему, но не он один, другие художники тоже искали индивидуальную манеру, находили и использовали ее. Рембрандт отличается от них тем, что во второй половине жизни стал превращаться из обычного художника в прекрасного. Слава его заслужена офортами и несколькими замечательными картинами, среди которых есть и портреты.

11 thoughts on “Портреты (5)”

      1. Наверно неуместно и некстати – но есть ещё картинок у меня:
        Модильяни https://photos.app.goo.gl/ovEVK7iVSLTVDoRX9
        Магический реализм https://photos.app.goo.gl/3jdXhPMemKqLHgfv7
        (итого: национальное русское блюдо – каша в голове)
        Но если совсем неуместно – то очень легко пренебречь

        Like

      2. Спасибо! Мне интересно. И всегда как-то смешно, когда “магическим реализмом” называют художников, которые хоть немного умеют рисовать – воистину чудо!

        Liked by 1 person

      3. И про Модильяни интересно. Но вроде бы про скульптуры было когда-то решено, что это фальшивки… Видел я выставку с ними, кажется, в Пизе…

        Liked by 1 person

  1. А я вообще не знала, что это такое, но когда посмотрела – восприняла как реакцию на немецкий экспрессионизм начала века.
    А на Модильяни очень впечатлил портрет Сутина 1916, вообще-то боялась такого большого количества Модильяни одномоментно, но скомпановано всё удачно. А скульптуры – только как факт биографии/или нет

    Like

    1. Я про Модильяни не определился, надо бы посмотреть на выставку. С одной стороны – не надо вплотную бежать за натурой и свое лицо он нашел. Но с другой – но не в такой же степени отдаляться! Особенно в Жанне Эбютерн, она была по фото низкой, плотной, черной, грубой, кругловатой, вульгарной, а у него утонченная рыжая жирафа.

      Like

      1. Нет! Отдаляться! отдаляться! он писал свою картину мира и написал. Мы смотрим снаружи (на фото), он видел изнутри – прелестную жирафу. Он важнее

        Liked by 1 person

      2. Прошу прощения за стремление выдавать желаемое за действительное. Ваши главы ценю как раз за трезвый взгляд и возвращение на твёрдую основательную землю (у искусствоведов обычно всё как-то зыбко). А я прячусь от действительности за картинками (пардон, опять off-topic) https://photos.app.goo.gl/UYgkizt9bFZHxR3S8

        Like

      1. Мерси, будем изучать (у меня же опыт практически только эрмитажников и около), горизонт определённо расширится, спасибо!

        Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: