Портреты (4)

Портреты чуть повеселее

В простых портретах художнику было не двинуться – сразу выскакивал за край холста. Найти интересный живописный ход, когда пишешь голову с плечами в стандартные три четверти, почти невозможно. Но вот задача посложнее: модель в кресле или на стуле. Тут надо решать, как писать руки, перчатки, одежду, складки, свет и воздух, нужны ли стол с вещами и пространство сзади. Нетрудно каждый раз писать портрет по-иному. Нетрудно-то, нетрудно… Но зачем? Из устоявшегося клише выскочить непросто ни торопящемуся художнику, ни довольному своей солидностью заказичку. Даже хорошие живописцы пользовались столетней давности решениями, позами, композицией, антуражем.

Однако сказать, что портреты были однотипны по определению, будет недостаточно, нужно увидеть. Для запоминающегося рассказа необходимы иллюстрации, много иллюстраций. Потому я предупреждаю читателя, что тут и дальше однотипные картины будут повторяться и повторяться, пока их число не достигнет критической массы.

Первый мой пример из середины 16 века. Антони Мор (Anthonis Mor 1517–1577). Родился и учился в Утретхте. Блистательная карьера, европейский успех, живописец при дворах нескольких испанских императоров. Едва ли не главный портретист Северной Европы в третьей четверти 16 века. Вот Томас Грешем (купец и банкир), проданный в 30-х годах 20 века из Эрмитажа. Грешем любил портреты и постоянно заказывал себя самым лучшим художникам. Грешемов дошло немало, все они парадные, напыщенные, приличные, похожие на сотни других купцов и господ. Мор сделал мастерски и скучно, ничего своего не придумал, через себя не перепрыгнул. Картина соответствует всем стандартам того времени. Композиция известная, не Мором придуманная, поезд одинаковости уже тогда ехал на полной скорости. Повсюду такое заказывали, производили и получали. Относится ли к искусству? Ох, скорее к ремеслу.

№ 1 Антони Мор Портрет Sir Thomas Gresham ок. 1560–1565, Ряйксмузеум, Амстердам, 90х75.5 см.
001

Следующий портрет сейчас назовут “примитивом”. Он неловкий, деревянный и неживой. Тем не менее Паул ван Сомер Старший (Paul van Somer I ок. 1577–1621) сделал достойную карьеру при дворе английского короля Якова Первого. Если сравнивать его портрет с Мором-Грешемом, увидим братское сходство: поза и разворот тела, положение рук, изгиб ручки кресла, отношение фигуры к площади холста и так далее. Обратите внимание на драпировку вверху справа, почему-то художники оживляли свои холсты именно этим красным ни к селу ни к городу цветом (Грешем тоже на кресле, обитом красной кожей)

№ 2 Paul van Somer (I) Портрет мужчины между 1592-1621, частная коллекция, 105.4х88.9 см.
002

Теперь Корнелис ван дер Ворт (Cornelis van der Voort 1576-1624), один из главных и первых портретистов голландской школы. Известен не только картинами, но и учениками: Давид Байли (№ 7), Томас де Кайзер (№ 19), Пикеной (№ 4). Как и художники за век до него, ван дер Ворт втискивал модель в кресло и, казалось, силою удерживал в нужной позе. Такая там неестественность и напряжение. Те же самые разворот, поза, руки, словно другие позы на складе кончились.

№ 3 Cornelis van der Voort Портрет Cornelis Pietersz. Hooft 1622, Музей Амстердама, Амстердам, 124х90.5 см.
003

Николас Элиас Пикеной (Nicolaes Eliasz. Pickenoy 1588–1650) был одним из самых модных портретистов до прибытия в Амстердам Рембрандта. Да и потом не совсем стушевался. Стандартные втиснутость, напряжение, изгиб ручки кресла, но деревянности поменьше (прогресс!). И характерность – голова и лицо с глазами на самом деле не бывают отдельно, а являются продолжением ног, живота, плечей и шеи. Если рисовальщих хорош, то он так и нарисует. В этом портрете у Пикноя получилось – виден коротышка, с головой, вбитой в плечи. Laurens Joosten Baeck лучше многих приведенных тут портретов. Но все равно хочется сказать – ну и что? Есть ли тут что-то, что можно запомнить, покинув музей в Иоханнесбурге? Я не нашел – это обычный портрет и… и всё.

№ 4 Николаес Элиасз. Пикеной Портрет Laurens Joosten Baeck 1629, Художественная галерея Иоханнесбурга, 121х89 см.
004

Пикеной был амстердамской звездой, дорогой и желанной. А вот каким искусством обходились в том же Амстердаме (и Гааге) заказчики поскромнее и не столь привередливые. Кристиан Куверсхоф (Christiaan Coevershoff 1595/1596-1659). У картины типовой размер, словно художники или заказчики сговорились (они сговорились!). Неумело и старательно. Тут красным пятном стала скатерть из кумача. И одежда. Посмотрите на одежду! Как у Хофта на портрете кисти ван дер Ворта. Таббард, отороченный мехом, эдакая форма с дорогим мехом, наилучше подходящая для писания портретов сидящих людей. В ней каждый будет психологически глубок и эмоционально богат.

№ 5 Christiaan Coevershoff Портрет мужчины 1641, частная коллекция, 121х86 см.
005

Ретируюсь ровно на сто лет назад и покажу ту же самую позу в кресле и в том же самом таббарде. Что за наряд – за сто лет никак не сносится! Красный присутствует.

№ 6 Неизвестный художник, копия с Мартена ван Хемскерка Портрет Aert van der Goes после 1541, Принесенхоф, Делфт, 90х70 см.
006

Давид Байли (David Bailly 1584-1657), серьезный художник из Лейдена. Мужчина в позе, в форме, в кресле… На стене гравированный портрет молодого человека, возможно, сына возможного Michiel Gerard. Отлично видно для чего портреты (в данном случае гравюра) были нужны и где их вешали.

№ 7 Давид Байли Портрет мужчины, возможно, Michiel Gerard (1575-1649) 1642, частная коллекция, 122.2х89.2 см.
007

Сейчас голландский гений – Халс. Отличный рисунок – грузное, усталое тело, объемность, понимание формы. Наискучнейшая композиция, если бы не мастерская манера живописи (увы, коричневыми и черными красками), то на портрет можно было бы не смотреть, ничего от этого не теряя.

№ 8 Франс Халс Портрет мужчины 1643, Галерея искусств Йельского университета, 122.4×97.5 см.
008

Подобно множеству коричневых полотен, следующий портрет считали Рембрандтом, правда, давно, на рубеже 18 и 19 веков. Рисунок плох, кисти рук написаны неуверенно. Прищур, щеголь, попытки изобразить объем в одежде, а не просто написать черный мешок с силуэтом тела, но ракурс тот же, что и за сто лет до того. Художник явно пытался выбиться из банальности, но ему и в голову не пришло изменить композицию.

№ 9 Неизвестный художник Портрет мужчины в кресле ок. 1640-1650, Метрополитен, Нью Йорк, 108.3х82.6 см.
009

Якоб Трип с фабрики портретов Николаса Маса (за основу Мас взял свой же портрет, написанный пятью годами ранее). Написан уже после смерти Трипа, никаких художественных задач художнику никто не ставил (ни он себе, ни заказчики ему). Поза, таббард с мехом, красная тряпка, красный стул, красный стол. Максимальный уровень скучности.

№ 10 Николас Мас Портрет Якоба Трипа 1665, Маурицхейс, Гаага, 122.2х89.2 см.
010

Все же надо художников оправдать. Когда заказывали портрет, живописцы просто не могли отступать от трафарета. Вот старик в кресле, в таббарде (красном!), в том же самом ракурсе. Но! Абсолютно нестандартная композиция, продуманы свет и тень, новая поза. И так – потому что это не портрет, а трони (если можно употребить этот термин, описывая картину большого размера) с изображением просто старика (то есть не человека с именем, фамилией, гербом и надутой важностью). Такие НЕстандартные портреты появятся только в 19 веке.

№ 11 Рембрандт Портрет старика в кресле 1652, Национальная галерея, Лондон, 111х88 см.
1650s

Когда же Рембрандт писал портреты людей в кресле, он часто должен был пользоваться обязательной (и тоскливой) схемой. (На стуле сиденье было красного цвета, но сейчас краска выцвела.)

№ 12 Рембрандт Портрет Eleazar Swalmius 1637, Королевский музей изящных искусств, Антверпен, 132х109 см.
012

Впрочем, иногда Рембрандт писал и по-другому, и это превосходные холсты. Но об этом будет дальше.

Немного другая формула

На каждый тип портрета (сидящий, стоящий и так далее) у художника в запасном кармане хранилось несколько клише. Вот тоже поколенные и тоже сидящие, но сделанные иначе, тут линия горизонта чуть опускается, модель разворачивают в профиль, хотя лицо по-прежнему в три четверти, мужчина обычно подбоченивается и опять все довольны. Несколько картин кисти самых-самых разных мастеров.

№ 13. Обычное изображение, сказать больше нечего.

№ 13 Неизвестный художник Портрет Karl Gustafsson Banér ок. 1618–1625, частная коллекция, 94х73 см.
013

Почерневший кавалер Халса прижимает шляпу к животу. Не только традиционное для Халса отсутствие композиции, но тут еще и живопись неинтересна. Если бы не имя на самом деле прекрасного художника, то не висеть портрету в Цинцинати, а пылиться в запаснике второстепенного музея.

№ 14 Франс Халс Портрет мужчины ок. 1650, Taft Museum of Art, Цинцинати, 109.8х82.5 см.
014

Иоганнес Верспронк (Johannes Verspronck 1600/1603–1662). У Верспронка рисунок в живописи не пропадал, а оставался уверенным (для голландцев редкость), объемность, удачная, насколько это может быть в заказном обычном портрете, композиция, воздушная среда, реализм. Но эту свою схему, Верспронк использовал многократно. Ох, не любили голландцы двигаться и придумывать (да и сейчас не особенно). Тут традиционным красным пятном стала спинка стула. Именно работы в духе Верспронка и подобных ему мастеров середины 17 века и будут казаться нам реализмом.

№ 15 Иоганнес Верспронк Портрет Eduard Wallis 1652, Ряйксмузеум, Амстердам, 97х75 см.
015

На портрете Рембрандта и поза, и волосы, и воротник, и даже шляпа, как у Верспронка. Как у многих других… Под правой рукой модели виднеется что-то красное. Хотя бы на примере № 11 видно, что Рембрандт МОГ при желании писать по-иному. Но заказчикам обычно не противоречил. Портрет № 16 живописный, не реалистичный, скучный. Ну не может быть не скучно, когда повтор идет за повтором.

№ 16 Рембрандт Портрет молодого мужичны ок. 1660, Национальная галерея, Вашингтон, 109.9х89.5 см.

Провинциальный художник Томас ван Венендал (Thomas Jansz. van Veenendaal ок. 1628–после 1673). У него мужчина на портрете не подбоченивается и в халате (это мода поменялась, и теперь все позируют в халате), но сама идея композиции все та же – скучная и куцая. Красный на картине присутствует.

№ 17 Thomas Jansz. van Veenendaal Портрет мужчины, возможно, Willem van Hoorn 1676, Museum Flehite, Амерсфорт, 89х72 см.
017

Без клише

Все же иногда заказчики хотели особенного. И найти таких причудников в кресле легче, чем портреты, где только голова и плечи. Знаменитый график Голциус в конце жизни стал живописцем и написал своего друга, торговца текстилем и собирателя морских раковин Яна Говертса ван дер Аера. Графичная, тщательная и несколько неуверенная живопись. Картина тем более выглядит натужной и окаменевшей, что видна попытка сделать неформальное (растрепанные волосы и ракушки!) и живое изображение.

№ 18 Хендрик Голциус Портрет Jan Govertsz. van der Aer 1603, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Ротердам, 107.5х82.7см.
018

Слава Томаса де Кайзера (Thomas de Keyser 1596–1667) ярко сияла до прибытия Рембрандта (и потухла после). Если другой главный дорембрандтовский портретист, Пикеной, работал добротно-старомодно-однотипно, то де Кайзер был мастер придумывать новое. Писал в основном купцов. Он изобрел портреты в полный рост, но не в натуральную величину, а небольшого размера, экономящие деньги и место. У де Кайзера бойкая свободная манера письма, стремление к живости, часты нестандартные композиции. Он знаменит изображением сиюминутных жестов: вот некто вместо того, чтобы загипнотизироваться на стуле перед художником, поворачивается к нам, или же важный Константин Гюйгенс отвлекается от работы и берет у слуги письмо, или кто-то отрывается от книги и с удивлением глядит на художника – мол, что он тут делает? В № 19 такая же необычная для портрета поза (борцам с manspreading – не смотреть!). Однако от красной краски де Кайзер отказываться не захотел.

№ 19 Томас де Кайзер Портрет неизвестного 1631, Национальная галерея Дании, Копенгаген, 50.4х41.4 см.
KMS8151

Теперь и вовсе странная работа. Это Готфрид Схалкен (Godfried Schalcken 1643–1706) из искусных живописцев (искусные живописцы – ученики и последователи Герарда Доу), известный своими ночными полотнами. Картина кажется оригинальной – свет свечи, луна, гончая, нечастый для портрета горизонтальный формат, редкая поза. На самом деле необычность в том, что это измененная копия с Ван Дейка шестидесятилетней давности.

№ 20 Годфрид Схалкен Портрет Джеймса Стюарта ок. 1692–96, Лейденская коллекция, Нью Йорк, 94.6х144.8 см.
020

№ 21 Антони Ван Дейк Портрет Джеймса Стюарта ок. 1636, Iveagh Bequest, Kenwood, Лондон, 99.7х160 см.
021

Ван Дейк прославился портретами, и в них он часто (!) старался убежать от заурядности, искал пусть немногим, но отличающиеся от нормы композиции. Так что на самом деле это не у Схалкена, а у Ван Дейка ново и странно: гончая, формат, поза. Схалкен же выполнял, что ему заказывали. Вполне ремесленное занятие – переделать кем-то сделанное на новый лад. И у Схалкена, и у Ван Дейка на картине красная драпировка.

От макушки и до каблука

Представления, какой должна быть картина, каким должно быть изображение, изменить трудно. У большинства нынешних красавиц в кино и на фото будут длинные волосы, а ежиком они пренебрегают. В цирковых плакатах прошлого и особенно позапрошлого века женщины почти всегда в неустойчивых позах – на одной ноге или на канате, а если же дама двумя ногами на земле, то она из фриков – наполовину клоун, а наполовину мужчина.

Когда художник почему-то отшатывался в сторону от протоптанной тропы и, например, НЕ обрезал ноги сидящего заказчика краем холста, то картину целиком приходилось придумывать заново. Гораздо больше портретов “с ногами” можно назвать оригинальными. Они могут быть хорошие или плохие, но на штамповку не похожи.

Даниел Мяйтенс Старший (Daniël Mijtens I 1590-1647/1648), сделал карьеру в Англии, придворный художник Карла Первого. После прибытия в Лондон Ван Дейка (1632) в нем разочаровались, и он вернулся в Голландию (в 1634). Стандартные портреты писал стандартно, несколько неестественно и дубово, а вот в оригинальных композициях (то есть таких, которые ему самому приходилось придумывать) кажется шатко-непрофессиональным. На портрете граф Арундел хвастается своим собранием скульптур. Красная драпировка не забыта.

№ 22 Даниел Мяйтенс Старший Портрет Thomas Howard, 14th Earl of Arundel ок. 1618, Национальная портретная галерея, Лондон, 207х127 см.
022

Хендрик Пот (Hendrick Pot ок. 1580–1657) Красная драпировка на столе, таббард, небольшой размер, вовсе не трафаретно.

№ 23 Приписывается Хендрику Поту Портрет мужчины ок. 1625-1635, частная коллекция, 43х31.5 см.
023

Ян Олис (Jan Olis 1610–1676), художник третьего ряда. Тут и таббард, и знакомый стул, и ставший банальным мотив, когда занятый важными делами заказчик, отрывается от стола и смотрит на художника. Над композицией художник думал (!). Краски так сильно потемнели, что нельзя сказать, была ли там красная краска или нет.

№ 24 Ян Олис Портрет Johan van Beverwijck ок. 1640, Маурицхейс, Гаага, 26х20.6 см.
024

За верхушку успеха Рембрандт цеплялся недолго, и новые модные живописцы вытеснили его, самым главным из них был Бартоломеус ван дер Хелст (Bartholomeus van der Helst 1613–1670). Еще в 19 веке он был велик, ценился собирателями и заполнял собою музеи. Хелст писал ловко, быстро, в интернациональном стиле Ван Дейка. Позы у него разнообразны, атлас блестит, много финтифлюшек-украшений. Впрочем, Хелст был готов писать и обычно-скучно, если клиенты хотели традиционного и без выдумок. Портрет № 25 был недешев (видно по размеру). Лица на портретах Хелста гладкие и стандартные, как обложка журнала.

№ 25 Бартоломеус ван дер Хелст Портрет неизвестного 1644, Монреальский музей изящных искусств, 164.9х133.1 см.
025

Но не надо думать, что изображение человека целиком автоматически делало художника свободным и дерзающим. Юрген Овенс (Jürgen Ovens 1623–1678), ученик Рембрандта. Посмертный портрет, скучный и сделанный по знакомой схеме и с большим количеством красного.

№ 26 Юрген Овенс Портрет Cornelis Nuyts ок. 1661-1662, Ряйксмузеум, Амстердам, 161х128.9 см.
026

Когда картину, роман или сценарий пишут по известной схеме, это становится не интересно. Однако схемы лучше знать. Художнику, чтобы понять, что он пишет и почему, следует ли он законам жанра или нарушает их. А любителю искусства для того, чтобы не удивляться, если картина Халса покажется ему безотрадной.

One thought on “Портреты (4)”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: