Портрет (3)

Оригинальность

Людям нужно самое лучшее, но чтобы как у всех, лишь изредка хотят они непохожее. Пора это непохожее показать и разбить череду черно-коричневых истуканов. Приведу несколько портретов другой породы – с композицией! Их надо было еще поискать, и нашлись они не с легкостью. Писать картины НЕ по трафарету было можно… можно… Например, повернуть модель эдак, руки написать еще эдакее, а вместо коричневого фона придумать осмысленный. Художники-то запросто могли, это заказчики никогда не хотели и не просили. Вот последняя четверть 16 века. Питер Питерс (Pieter Pietersz 1540/1541–1603). Светлый фон, надпись “на мраморе”, не совсем стандартный поворот головы, растопыренные пальцы, на которые и смотришь сначала.

№ 1 Питер Питерс Портрет Cornelis Cornelisz Schellinger 1584, Маурицхейс, Гаага, 68х51 см.
001

Ранний голландский портретист Вернер ван ден Валкерт (Werner van den Valckert ок. 1585–после 1627) шаблонов обычно избегал, сейчас некоторые портреты приписывают ему только за нестандартность, за этот шажок в сторону. Вот пример оригинальности: вроде бы те же прическа, воротник и внешность, тот же черный наряд, даже фон традиционно темный, но вдруг рыжий мужчина наклоняется, вылезает на нас из окна и целых четыреста лет настойчиво показывает колечко. Рукав и рука нестандартно обрезаны. Портрет-обманка.

№ 2 Вернер ван ден Валкерт Портрет ювелира, возможно, Бартоломеуса Янса ван Ассенделфта 1617, Ряйксмузеум, Амстердам, 66х49.5 см.
002

Следующий пример. Неизвестный художник написал тезку – неизвестного мужчину. Пространство, характер (ушастость!), на фоне колонн. Хотя композиция – проще некуда, но художник подумал, как писать одежду, и вышло не скучно. О цвете нельзя судить из-за желтого лака.

№ 3 Неизвестный художник Портрет мужчины, так называемого Филипса Марникса ван св. Алдегонде 1620-е–1630-е гг, Коллекция университета Амстердама, Амстердам, 75х60 см.
003

Дама. Подбоченилась и смотрит! А? Даже чуть ухмыляется. Характерности нет, но все равно весело. Томас де Кайзер старался писать оригинально, писал движение и необычные позы.

№ 4 Томас де Кайзер Портрет женщины ок. 1630-1635, частная коллекция, 27.5 x 22.5 см.
004

Знаменитый Бартоломеус ван дер Хелст (о нем будет ниже). Не знаю, похоже тут или не похоже (молодому человеку на портрете 20 лет, а выглядит он на 8), но композиция самая нестандартная, хотя фигура сидит по центру и прямо. Удачная попытка написать объем (было, что писать!), портрет вдруг цветной (!), драпировкам на холсте тесно, и они лезут в разные стороны.

№ 5 Бартоломеус ван дер Хелст Портрет Герарда Бикера ок. 1642, Ряйксмузеум, Амстердам, 94х70.2 см.
005

Устав глядеть на постоянные три четверти, вопрошаешь небеса: где профили, где голландские профили, почему нету их?!!! Ищешь и не находишь, а если и находишь желаемый портретик, так сразу никнешь, потому что не то, не то…

№ 6 Геррит Доу Портрет мальчика ок. 1635, Музей Фитцвильяма, Кембридж, 15.1х12.2 см.
006

Почему не то? Во-первых, миниатюра (пятнадцать сантиметров высота), которая не портрет и делалась по другим законам, во-вторых, мальчик, а детей писали иначе, чем взрослых. В-третьих, тут что-то маскарадное, стилизованное, потому что зачем крошке рыцарский доспех? Родители часто заказывали портреты детей в виде пастушков или античных героев, тут захотели воителя. Это же мама с папой так играли, а не сам мальчик заказывал.

Так что с голландскими профилями туго (хотя и есть немного). Обычно поворачивались в профиль с краю на групповых портретах. Профиль еще подходил для чего-нибудь исторического (и костюмного) – для императора Тиберия, например. Бывают и трони в профиль (у Ливенса, Бола, Бакера), сейчас иногда их выдают за портреты (де Кайзер в Музее Женевы). Все же несколько портретов-профилей наскребется там и тут: у Рембрандта, у Хонтхорста. Но у Хонтхорста странные, неотличимые, однотипные. Как же надо было постараться, чтобы и в профиле избавиться от узнаваемости! Ох, не голландский это ракурс!

№ 7 Герард ван Хонтхорст Портрет Амалии ван Солмс 1632, Хейс тен Бос, Гаага, 75×60 см.
020

№ 8 Герард ван Хонтхорст Портрет Елизабет Стюарт 1632, Королевский дворец, Амстердам, 50х39 см.
008

Автопортреты

Нестандартные портреты у голландцев редки, но их автопортреты то и дело нарушают правила жанра и обычные портретные ограничения, художникам казалось странным писать самих себя (и для самих себя) формально, прилично и скучно… Правда, отказаться от коричневой краски почти никто не решался. Вот несколько картин, выбивающихся из общего жужжания. Сначала – профиль! Художнику позволено! У Ливенса немало голов в профиль, но то всё трони, а это автопортрет.

№ 9 Ян Ливенс Автопортрет ок. 1627, Национальная галерея Дании, Копенгаген, 52х40.5 см.
009

Автопортрет Voskuijl (1591–1665) даже в ряду нестандартных автопортретов кажется особенным. Превосходный и острый рисунок (несвойственный расплывающимся голландцам), картина выглядит очень современной.

№ 10 Huijgh Pietersz. Voskuijl Автопортрет 1638, Маурицхейс, Гаага, 42х32 см.

010
955

Питер ван Лар (Pieter Bodding van Laer 1599–1642), большую часть жизни провел в Италии. Странная, ни на что не похожая картина. Почти натюрморт, но скорее всего все же автопортрет.

№ 11 Питер ван Лар Автопортрет в виде магической сцены ок. 1638-1639, Лейденская коллекция, Нью Йорк, 78.8х112.8 см.
011

Подписанная картина Исаака ван Остаде (Isaac van Ostade 1621–1649). Как выяснили, что это автопортрет, мне не совсем ясно. Похоже на трони с сельским пареньком, но оставлю тут для разнообразия.

№ 12 Исаак ван Остаде Автопортрет 1641, Национальный музей, Стокгольм, 26х22.7 см.
012

Приведу всего один костюмированный автопортрет (а таких много). Пастух. В ракурсе! Обычно пастушкИ и пастУшки тоже делались по лекалу, они все пасторальны, сиропны и одинаковы. Этот же холст отличается и от них.

№ 13 Баредт Фабрициус Автопортрет в виде пастуха ок. 1655, Академия изобразительных искусств, Вена, 79.5х65 см.
013

Автопортрет Метсю, который изобразил себя свободно, в позе и диагонально. У Метсю есть и обычно-приличные автопортреты, где он важный господин, богатый и уверенный в себе, но тут нестандартная композиция, хотя темно и, в общем-то, неинтересно.

№ 14 Габриэль Метсю Автопортрет 1658, The Speed Art Museum, Луисвиль, Кентукки, 21.7х17.5 см.
Speed Art Museum

Были автопортреты и вполне обычные, приличные, скучные. Цезарь ван Эвердинген, как правило, узнаваемый и светлый в исторических полотнах, портреты писал без усилий, выдумки, старания и вдохновения. Самого себя он тоже написал стандартно.

№ 15 Цезарь ван Эвердинген Автопортрет ок. 1670, Городской музей, Алкмаар, 96х75 см.
015

Портретные неписанные правила и желания заказчиков исключали неожиданные композиции, странные позы, неожиданный колорит. Такие холсты часто записывают в трони или в аллегории. А еще странных людей, отличающихся от армии застывших в три четверти господ, безо всяких доказательств называют «автопортретами». Вот эрмитажный Михиел Свертс, в неизвестном молодом человеке видят самого Свертса как раз поэтому.

№ 16 Михиел Свертс Портрет неизвестного 1656, Эрмитаж, Санкт-Петербург, 114х92 см.
004

Невозможно не сказать об автопортретах Рембрандта. Их у него несколько десятков. Есть плохие, есть хорошие. Поздние автопортреты это почти всегда отличная живопись, может быть, вообще лучшие его работы. Видно, что художник работал долго. Не спешил. И виден результат этой НЕспешки, этой независимости от сроков, гонораров и заказчиков.

№ 17 Рембрандт Автопортрет 1660, Государственная галерея, Штутгарт, 68х56.5 см.
017

№ 18 Рембрандт Автопортрет в виде апостола Павла 1661, Ряйксмузеум, Амстердам, 91х77 см.
018

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: