Художник, о котором мы ничего не знаем, и другие художники, ему подобные

Во многом история голландской живописи это попытка разобраться, кто был автором той или иной картины. Как ни дико звучит, но определение подходит и для Рембрандта со многими сотнями работ, ему приписанных, и для других знаменитых, известных, полу- или вовсе забытых мастеров. Нить повествования (а это и есть история) связывается лишь из имен художников и их картин. Не надо обольщаться, что в нынешние компьютерно-научные времена все ясно и известно, и осталось лишь уточнить несусщественные детали. Хотя в музеях почти у каждой картины в экспозиции есть табличка с автором, названием и датой, но то по привычке и необходимости. Именно нынешние времена не терпят неопределенности, общество требует ясности и одной-единственной истины (чай, не в средневековье живем). А вообще-то атрибуции эти часто совсем свежие, иногда не всеми принятые, а в каких-то случаях основанны лишь на всеобщем безучастном молчании.

Кроме того, рядом с творениями известных художников на аукционах и в музеях томятся тысячи безымянных картин (о них можно прочитать тут), которые ждут и плачут, чтобы историки искусства решили, кем они написаны.

Но не только картины страдают без автора, есть в истории не менее живописцев с биографией, датами и документами, однако без единой работы, которую мы могли бы сегодня им приписать. И если считать художников не по музейным каталогам, а по упоминаниям в архивах, то о большинстве мы ничего и не знаем.

В этой главе я приведу в пример одного мастера, когда-то известного, но потом исчезнувшего отовсюду, кроме хорошо сохраняемых голландских архивов. Приведу несколько имен других художников, о которых известно еще меньше.

Голландская живопись, которую мы видим, это лишь часть чего-то большего, о чем сейчас трудно составить представление. И если мы не можем вообразить исчезнувшее голландское искусство, то надо хотя бы понять, что оно существовало.

Говерт Янс

Говерт Янс Пуленбург (Govert Janszn Poelenburgh, не путать с Корнелисом Пуленбургом), прозванный Mijnheer, был живописец. Родился в 1577, умер около 1619, жил в Амстердаме, был женат на Griet Willems, отец трех детей. Писал пейзажи, его ценили, тем не менее обеднел и бедствовал, картины Говерта Янса помнили еще пятьдесят лет после его смерти, потом пришло забвение навсегда, у нас нет ни одной его работы.

Ни одной работы… Что тогда можно о нем сказать? Ничего! Но… Но архивные бумаги с его именем время от времени тревожат историков искусства, и тогда они пытаются приписать Говерту Янсу хоть что-нибудь. Менее самонадеянные искусствоведы не фантазируют, а стараются осторожно вообразить его исчезнувшие картины. Последняя попытка была сделана в статье The Mysterious Landscape Painter Govert Janszn called Mijnheer, которую Marten Jan Bok и Sebastien Dudok van Heel  написали для книги In His Milieu. Essays on Netherlandish Art in Memory of John Michael Montias, 2006. Часть этой главы о художниках, картины которых не сохранились, является пересказом статьи Бока и ван Хеела.

Крупицы известного

Когда началось исследование голландской живописи, на неведомого Говерта Янса обратили внимание, ибо художники, упоминавшиеся вместе с ним в тех же самых документах (результаты аукционов и инвентарные описи коллекций), были известны и с устойчивой репутацией. Всего же нашли 78 упоминаний Говерта в 51 документе. По архивным бумагам выходило, что на торгах его картины хоть и шли дешевле Карела ван Мандера и Питера Артсена, но ценились больше, чем Корнелис ван Харлем, Рулант Саверей и Хендрик Аверкамп. Спрос на него определенно существовал. Да и не только по аукционам был он известен, в 1618 году в прологе пьесы Melibea  Теодора Роденбурга (Theodoor Rodenburg) среди полутора дюжин самых главных амстердамских живописцев упоминается и Говерт Янс.

Он пользовался он хорошей славою и у художников: работой его владел известный Питер Ластман, учитель Рембрандта, и сам Рембрандт, который купил пейзаж Говерта Янса на аукционе в 1637 году. Потом в собрании Рембрандта оказался еще один пейзаж Говерта. Художник сотрудничал с важными мастерами, так на одной картине известного и успешного Francois Badens Говерт написал пейзаж. Во второй половине 17 века картины Говерта даже росли в цене, но уже с самого начала 18 века он оказался забыт.

В 1921 году Бредиус нашел рисунок (№ 1), подписанный Govert Janse, alias mijn heer fe. (Исполнил Говерт Янс, известный под именем mijn heer). Подпись поздним почерком конца 17-начала 18 века была к рисунку кем-то добавлена, да и не подписываются художники, сообщая, что вдобавок к имени у них есть еще и какое-то прозвище (а оно появилось у Говерта лишь через 20 лет после смерти).

№ 1 Неизвестный художник Руины на холме 16??, Ряйксмузеум, Амстердам, 24.5х34.7 см.
001

Надежда Бредиуса, что надпись, возможно, следует старой и хорошей традиции и это в самом деле рисунок Говерта, ни на чем не основывалась и не оправдалась. В 1968 был найден еще один рисунок (№ 2), в иной манере и исполненный другой рукой, где частично сохранившаяся надпись тоже утверждала, что автор это Говерт Янс. Стало быть, нельзя с уверенностью утверждать, что… Ох, ничего про эти рисунки утверждать нельзя!

№ 2 Неизвестный художник Горный пейзаж 16??, частная коллекция.
002

Желание найти работы Говерта Янса преследовало искусствоведов, и воспользовавшись полным отсутствием информации, Бредиус, W. Vogelsang, H. Schneider, W.R. Valentiner, J.G. van Gelder на протяжении 20 века смогли уверенно приписать ему несколько рисунков и даже живопись. Ну, и в музеях (Ряйкс, Бойманс, Национальный музей Стокгольма) тоже почему-то решили, что у них есть рисунки Говерта, так и до сих пор утверждают каталоги. Аукционные дома, которые заведомо безответственны, не остались в стороне и продали несколько новоприписанных ему работ. Словом, всё как всегда. Хороший пример того, как рутина (а не серьезные исследования) атрибутирует искусство, а потом эта высосанность из пальца становится наукой.

Бок и ван Хеел, однако, все эти атрибуции всерьез не принимают (по идее, так и должны вести себя все ученые). В своей статье они все же попытались понять, что из себя представляль живописный стиль Говерта. Рассуждения их остроумны, изобретательны и показывают методы хороших и серьезных искусствоведов.

Есть две зацепки. Первая это исправление, сделанное известным торговцем живописью Gerrit Uylenburgh в описи картин, принадлежащих Egbert Schut (1666 год). Uylenburgh переправил атрибуцию Говерта Янса на Питера ван Сантворта (Pieter van Santvoort 1603-1635). Отсюда заключают, что картины Говерта было легко спутать с живописью ван Сантворта. Вот один из немногочисленных его пейзажей ван Сантворта, не имеющий отношения к коллекции Egbert Schut, зато подписанный и неоспариваемый.

№ 3 Питер ван Сантворт Пейзаж в непогоду 1625, Картинная галерея, Берлин, 30.2х37.5 см.
003

К сожалению, от ван Сантворта осталось мало подписанных картин, о чем пишут и авторы статьи.  И в самом деле, анонимные работы приписать ему можно лишь с трудом и пыхтением, а дальше рассуждения утыкаются в тупик. Так скромный пейзаж (из Брауншвейга) начал считаться (притом не всеми учеными начал считаться) ван Сантвортом после того, как его поочередно приписали шести разным художникам. Такая разноголосица не слишком помогает представить манеру какого-то Говерта, которого в 17 веке один раз спутали с каким-то ван Сантвортом.

Вторая зацепка это коллекция пейзажей, собранная Рембрандтом. Кроме двух пейзажей Говерта, Рембрандту принадлежали холсты кисти Сегерса (8 пейзажей), Ливенса (3), Порцеллиса (2), Гриммера (1) и неизвестного художника (1). Были ли все эти художники чем-то похожи? Да. Все они писали свободно, а не зализанно, мотивами же им служили не спокойные, а драматические и кровь-в-жилах-замораживающие виды (могучие деревья, жуткие бури, восхитительные панорамы и трагическое освещение). Вероятно, Говерт тоже писал подобное.

Это всё, что Боку и ван Хеелу, а значит и нам, известно о Говерте Янсе.

Художники без картин

Художников без картин гораздо больше, чем с картинами. И это лишь те, чьи имена уцелели. Чтобы встретить бесконечную череду без следа исчезнувших Дирков, Хендриков, Янов, Корнелисов, Херманов, Герардов, Бартоломеев, надо пойти на сайт ECARTICO (Университет Амстердама), посвященный культуре Низких земель (с 1475 до 1725).

ECARTICO это серьезный, дорогой и тщательный проект. На сайте не только компиляция биографических словарей и архивных публикаций, но и собственные архивные изыскания, там дается информация о 9147 живописцах, 1371 гравере, 2422 книготорговцах, издателях и печатниках, о 7160 ювелирах и 292 скульпторах, а также об их женах, детях и родителях. Всего же упомянуто 45220 человек.

Выбрав для примера Амстердам с 1600 по 1700 годы, можно увидеть, что в городе в это время работало 922 живописца, в профессии которых мы не сомневаемся, что есть еще 822 лица, которые, возможно, были живописцами. На первой странице списка приводится 50 имен художников. От половины этих мастеров не сохранилось ни одной достоверной работы. Ничего!

Художники не находятся ни на сайтах аукционных продаж, ни в каталогах музеев, ни в статьях, ни в книгах. Они жили, писали картины, зарабатывали живописью, были забыты, сгинули, но остались упомянуты в одном-двух-трех архивных документах, и сайт ECARTICO остался одним из немногих их прибежищ…

Я приведу лишь несколько имен.

Питер Амерс, родившийся или в 1662 или в 1663 году, выступил свидетелем в суде (1695) и на вопрос о роде занятий сказал, что он художник. Это все, что про него известно…

Геррит дʼАссонвиль родился около 1627 года, умер после 1681. Известны имена его родителей, сестры, шурина, племянника, первой жены, второй жены. Известно, что был богат, продавал дома, в 1679 сидел в тюрьме за нападение на тринадцатилетнюю девочку. В конце 18 века на аукционах еще продавались его рисунки, живопись уже тогда была потеряна, сейчас нет даже рисунков.

Говрет Говертс родился в 1583, умер в 1626, учился у Gillis van Coninxloo III, писал пейзажи. В старом журнале Oud Holland (1885) приведена его подпись (взятая из документов), картин его или рисунков не сохранилось…

Юриан Клаес, искусный живописец (fijnschilder), родившийся около 1615 года, в 1661 году свидетельствовал в суде, а в 1671 году купил дом… Больше о художнике мы ничего не знаем.

Бывают случаи, когда нам известно чуть больше. Но и они ничего не говорят нам о живописи. Дирк Ливенс, младший брат известнейшего Яна Ливенса (товарища и соперника Рембрандта), родился в 1612, умер в 1650 или 1651. Есть одна гравюра с портрета его кисти, известно, что писал он не только портреты, но и пейзажи. Уехал в Ост Индию, где и умер.

№ 4 Salomon Savery гравюра с картины Дирка Ливенса Портртет купца Cornelis van Haesdonck, между 1640 и 1649, Ряйксмузеум, Амстердам, 30.9х22.1 см.
004

Здесь я упомянул художников, чьи имена хотя бы сохранились, но не меньше и тех, от кого не осталось никаких следов. Следом за ними толпятся еще сотни, от кого дошла лишь одна картина или один рисунок… Из них тоже не сошьешь приличного рассказа, хотя для нынешних торговцев живописью они удобны, им «на основании схожести манеры письма» можно приписывать тысячи безымянных картин.

После встречи со всеми этими живописцами начинает казаться, что главными игроками в истории искусств являются безвестность, забвение, бесформенность и случайность.

Такая фрагментарность дошедшей до нас живописи и информации делает наше понимание хромающим и ущербным. Но были ли среди этих художников с именами и без имен таланты и гении? Или они забыты по праву? Если вспомнить Вермеера, неизвестного до середины 19 века, или ван Галена с одной-единственной, но замечательной картиной (о нем можно прочесть тут), то среди сгинувших должны были быть и таланты и гении.

Важны не только пропавшие гении. Если мы можем представить манеру лишь меньшей части всех живописцев, писавших в 17 веке, то любые рассуждения о новшествах в искусстве, об оригинальности, похожести, взаимовлияниях и о многом прочем будут не совсем точными. Но так как от рассуждений этих в истории искусств все равно никуда не уйти, то стоит понять зыбкость современных искусствоведческих теорий. Потому и была написана эта глава.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: