Укороченные и искалеченные картины Рембрандта

Потемнение и обесцвечивание масляной краски это общая судьба всех картин старых мастеров. К сожалению, некоторым холстам и панелям не повезло еще больше: они были бодро отреставрированы, варварски обрезаны, не менее варварски увеличены в размерах и так далее. Об этом стоит помнить, когда смотришь на старую живопись.

О плохом состоянии полотен чаще молчат, лишь иногда мельком пишут в специальной литературе. Правда, бывают и исключения, одно из них – исследовательский проект «Рембрандт».

Три первые тома, выпущенные проектом (то есть исследователями, знатоками Рембрандта), а также последующие три тома, выпущенные Эрнстом ван де Ветерингом (захватившим проект и не пустившим в него никого из видных ученых), представляют собой неспешное и увлекательное чтение. Это выдающийся памятник людской тщете, интригам, огромному знанию, глупости, уму, великой живописи, самонадеянности, увлеченности, зоркости, слепоте, корыстолюбию и эгоизму.

Вначале проект претендовал на исчерпывающее описание всей живописи Рембрандта, на научное отделение «настоящих» чистых картин от нечистых «ненастоящих». Ничего не получилось, тем не менее, для любителей живописи книжки эти бесценны. Помимо прочего там подробно и без стеснения обсуждается состояние каждой картины. Подобная открытость редка, потому что музеям не доставляет удовольствия сообщать восторженному зрителю, что перед ним не шедевр, замысленный и исполненный художником-творцом и сохраненный в своей первозданности, а всего лишь обрезанный и потертый холст, неоднократно подновленный безымянными реставраторами с отсутствием пиетета к мастеру. Историки же искусства до недавнего времени на состояние картин вообще не обращали внимания, а рассуждали исключительно о высоких материях.

В этой главе я приведу в пример лишь несколько работ Рембрандта 1633-1636 годов, когда художник был на вершине славы. Это первые пятнадцать картин из третьего тома проекта «Рембрандт». Картины идут в хронологическом порядке, сохранились они и хорошо, и плохо, на их примере можно понять, в каком состоянии дошла до нас живопись 17 века. Следует не забывать, что живопись Рембрандта изначально была дорога, ценима и лелеема коллекционерами, что к его холстам вовсе не относились пренебрежительно, их не могли выкинуть, они всегда были недешевы. Судьба его наследия – из самых благополучных.

Я решил не приводить надерганные из разных мест вопиющие примеры, которых, увы, не счесть. Гораздо убедительнее было привести компактную группу работ одного художника, чтобы стала понятна пропорция хорошо и плохо сохранившейся живописи. Надеюсь, что пятнадцать нижеприведенных холстов не утомят читателя.

Перед картинами стоят те же самые номера, что и в третьем томе-каталоге проекта Рембрандт. «А» означает, что работа безусловно выполнена самим мастером, числа обозначают порядковый номер картины в каталоге.

А 105
№ 001 Рембрандт Положение во гроб ок. 1633-1635, Hunterian Museum and Art Gallery, 32.1х40.3 см.
001

Хорошее состояние красочного слоя, оригинальный размер. Набросок является подготовительным эскизом для центральной части большого офорта, который никогда не был сделан.

А 106
№ 002 Рембрандт Проповедь Иоанна Крестителя ок. 1634-1635, Берлинская картинная галерея, 62.7х81.1 см.
002

Хорошее состояние красочного слоя, оригинальный размер. Набросок является подготовительным эскизом для офорта, который никогда не был сделан. Картина не без интриги: сначала был написан эскиз центральной части, но через пять лет по непонятным причинам Рембрандт увеличил его до нынешнего размера, частично переписав.

№ 002 а Первый, маленький вариант.
002 a

Картина лишь к 2005 году расчищена полностью (удален лак). В 1892 году была проведена основная реставрация, когда были удалены поздние записи (например, уже в 17 веке была замазана неудобная для возвышенной темы случка собак, написанная Рембрандтом).

А 107
№ 003 Рембрандт Оплакивание Христа ок. 1634-1635, Национальная галерея, Лондон, 31.9х26.7 см.
003

Неплохое состояние красочного слоя, хотя потертости и лишили живопись некоторой деталировки. Набросок является подготовительным эскизом для офорта, который никогда не был сделан.

Картина состоит из оригинального эскиза на бумаге (Stage 1), который был укреплен Рембрандтом на холсте (Stage 2), к этому холсту другой художник добавил куски сверху и снизу (Stage 3), и все это сооружение было приклеено к дубовой панели. Оригинальный размер был изменен, набросок Рембрандта обрезался, увеличивался, сейчас две трети картины это не Рембрандт (возможно, его ученик). В результате многичисленных изменений формата были записаны (не Рембрандтом, а кем-то другим) части оригинальной картины не только в местах соединения добавлений к холсту, но также в центральной части фрагмента, который написал сам Рембрандт.

№ 003 а Схема последовательных изменений картины.
003 a

А 108
№ 004 Рембрандт Жертвоприношение Авраама ок. 1635, Эримтаж, Санкт-Петербург, 193.5х132.8 см.
004

Оригинальный размер. Состояние хорошее. Во время дублирования 1850 года красочный слой утратил рельефность (важную в живописи Рембрандта) и стал плоским. Дублирование несколько повредило краски, поэтому там и здесь понадобились ретуши, некоторые второстепенные места (коричневая краска на земле, часть облака, передняя часть крыла ангела и так далее) записаны реставратором. Некоторые фрагменты картины утратили четкость. Примером может служить кипящий котел за левой рукой Авраама. На картине он еле виден, но на меццо-тинто (вид гравюры) 1767 года (то есть сделанном до дублирования) этот фрагмент гораздо более отчетлив. И не только тут, но и на другом меццо-тинто другого копииста. Так можно увидеть, как часть оригинальной живописи была повреждена и смазана.

№ 005 Johann Gottfried Haid Жертвоприношение Авраама (с картины Рембрандта) 1767, 53х35.7 см.
005

№ 004 а Фрагмент живописи с кипящим котлом.
004 a

№ 005 а Фрагмент гравюры с кипящим котлом.
005 a

А 109
№ 006 Рембрандт Самсон угрожает своему тестю 1635, Берлинская картинная галерея, 159х131 см.
006

Часть красочного слоя сохранилась очень плохо, часть удовлетворительно. Нижняя треть сильно пострадала от воды и осыпалась, вся она полностью переписана реставраторами. Нижняя треть картины это НЕ Ребрандт

№ 007 Рембрандт Самсон угрожает своему тестю рентгеновский снимок.
007

Размер. Тут противоречие, которое разрешить не могут. Композиция странная, неуклюжая, слева неловким образом обрезана фигура чернокожего мальчика. Тем не менее холст, а именно те места, где он прикреплялся к подрамнику, где нити волнообразно вытянуты, показывает, что ничего не обрезано, что размер не был изменен. Однако же существует копия картины (№ 008), где видна первоначальная композиция с более естественным строением и правильной иконографией (козленок из Книги Судей 15:1). Предполагают, что кусок холста слева был добавлен Рембрандтом позднее к готовой картине, пострадал от воды тогда же, когда была уничтожена нижняя треть, и был отрезан во время одной из реставраций.

№ 008 Копия с картины Рембрандта Самсон угрожает своему тестю ок. 1635-1636, частное собрание, 160х173 см.
008

А 110
№ 009 Рембрандт Пир Валтасара ок. 1635, Национальная галерея, Лондон, 167х209 см.
009

Превосходное состояние красочного слоя, картина немного обрезана со всех четырех сторон так, что композиция наклонилась влево (см. № 010)

№ 010 Рембрандт, первоначальная композиция № 009.
010

А 111
№ 011 Рембрандт Блудный сын в таверне ок. 1635, Дрезденская галерея, 161х131 см.
011

Плохо сохранившаяся работа. Множество реставраций. Первоначальный размер более чем в два раза превосходил сохранившийся фрагмент. Снизу во время одной из многочисленных реставраций кто-то добавил полоску холста в 17 сантиметров шириной. После изменения формата картина интенсивно записана реставратором, чтобы сбалансировать композицию. Кроме того, переписано лицо блудного сына, его поднятая рука, желто-коричневой краской замазана фигура лютнистки и так далее…

№ 012 Первоначальный размер картины № 011.
012

А 112
№ 013 Рембрандт Флора ок. 1635, Национальная галерея, Лондон, 123.5х97.5 см.
013

Неплохо сохранившаяся картина. Переделана Рембрандтом из Юдифи, лицо и одежда были сохранены, но вместо цветов была отрубленная голова Олоферна. В 18 веке картина была чуть обрезана справа, сверху и снизу. Очень сильно потемнела, много деталей неразличимы.

Любопытно, что проект Рембрандт довольно строго отметает необоснованные предположения, столь близкие сердцу журналистов, ищущих темы для своих писаний. Моделью картины А 112 часто называют Саскию. Это не так, Рембрандт часто писал фигуры не с натуры, а просто делал их стандартно-пухлыми.

А 113
№ 014 Рембрандт Похищение Ганимеда 1635, Дрезденская галерея, 177х130 см.
014

Плохо сохранившаяся картина, многократно и очень сильно записанная при последующих реставрациях, краска стала плоской при дублировании. Неплохо дошла только часть фигуры Ганимеда, все остальное это работа реставраторов. Судя по всему, холст оригинального размера (хотя бы!)

А 114
№ 015 Рембрандт Минерва 1635, Лейденская коллекция, Нью-Йорк, 137х116 см.
015

Хорошо сохранившийся красочный слой, оригинальный размер. Правда, слева не видно натяжения нитей хоста, не видно, где они волнообразно прикреплялись к подрамнику. Это значит, что или композиция была больше, или же рядом с «Минервой» была одновременно написана другая картина (ныне утраченная), что было вполне возможно на «фабрике Рембрандта» по производству изображений.

Не могу не упомянуть, что авторство Рембрандта в данном случае иногда отвергалось самым комическим образом: по мнению историков искусств, гений не мог быть автором полотна, потому что женщина, изображенная там, недостаточно красива (по мнению тех же самых историков искусств). Представляя себя на месте художника, искусствоведы были уверены, что они писали бы не толстушку с коровьим взглядом, а нравящихся им гораздо более худых и вертких дам.

А 115
№ 016 Рембрандт Портрет Филипса Лукаса 1635, Национальная галерея, Лондон, 79.5х58.9 см.
016

Картина неплохо сохранилась. Рембрандт написал лишь лицо, остальной портрет был исполнен учеником. Изначально картина была прямоугольной формы, в 18 веке из нее сделали овал, тогда же записали часть оригинального красочного слоя (до того на портрете была видна рука, сейчас ее нет).

№ 017 Рентгеновский снимок № 016.
017

А 116
№ 018 Рембрандт Ослепление Самсона 1636, Stadelsches Kunstinstitut, Франкфурт-на-Майне, 206х276 см.
018

Неплохое состояние красок, небольшие записи и ретушь. Судя по всему, немного, не более 10 сантиметров холста, обрезано слева и справа. Впоследствии к полотну добавлены 30 сантиметров живописи сверху, 15 сантиметров слева и 12 сантиметров справа, после реставрации 1981 года все эти добавки скрыты рамой.

А 117
№ 019 Рембрандт Сусанна 1636, Маурицхейс, Гаага, 47.2х38.6 см.
019

Хорошо сохранившаяся (за исключением некоторой потертости краски в волосах) небольшая картина, слегка (около сантиметра) обрезанная внизу и чуть сильнее справа. Справа же картина была увеличена на 4.5 сантиметра (не художником).

А 118
№ 020 Рембрандт Вознесение 1636, Старая пинакотека, Мюнхен, 93х68.7 см.
020

Сильно переписанная во время реставраций картина, местами в плохом состоянии. Ангелы слева и справа от Христа практически полностью стерты во время различных расчисток холста. Все градации цвета и тона более или менее утрачены (из-за постоянных записей). Чуть лучше сохранилась белая краска (одежда Христа). Основной ущерб нанесли неоднократные реставрации.

А 119
№ 021 Рембрандт Даная 1636, Эрмитаж, Санкт-Петербург, 185х203 см.
021

Обрезана со всех сторон слева 40 см, справа 27, сверху 18, снизу 5, почти полностью уничтожена кислотой в 1985 году. «Отреставрирована».

№ 022 Первоначальный размер картины № 021.
022

№ 023 Состояние после повреждений 1985 года.
023

Несколько слов в заключение

Большинство из приведенных здесь работ были сильно изменены и обрезаны. Отмечу, что несколько следующих картин в том же самом третьем томе каталога сохранились гораздо лучше и в оригинальном размере. Но потом опять начинаются серьезные утраты живописи.

Важно ли, если полотно обрезано и таким образом изменена его композиция? Может, не обращать внимания?

Композиция это основа, которая почти полностью определяет картину. Рельефность, глубина, контрастность, цветовая гамма складываются из множества пятен и линий, место которых, вовсе не случайно. Часто, когда холст обрезают, рушится и колорит, и пространство, и сюжет картины, и важность того или иного мотива. Так в «Данае» (№ 021) изначально не было скученности, женское тело не было единственной темой, детали не громоздились одна на другую, там были глубина и логика. Рембрандт создал сбалансированную и достойную композицию, это лишь потом ее испортили. Печально, но множество картин 17 века были испорчены точно так же.

Добавьте к измененным композициям ретушь, небольшие переписанные фрагменты, утрату рельефности, варварскую реставрацию и пожелтевший лак, который скрыл нюансы и детали, а потом задайтесь вопросом – видим ли мы то, что четыреста лет тому назад написал художник?

2 thoughts on “Укороченные и искалеченные картины Рембрандта”

  1. Попал к вам в блог благодаря вашей ссылке в ЖЖ Шакко. Читаю ваши заметки запоем уже целый день. Неимоверно интересно! Огромное вам спасибо!

    Like

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: