Могила Нерона или короткое предисловие к голландским пейзажам в итальянском вкусе

Первое предисловие

Непредвзято взглянуть на картину непросто: начинаешь думать, и через пять минут основные понятия об искусстве оказываются без надежного фундамента.

Почему, когда в разных городах я встречаю уличных художников, продающих туристам свои стандартные, повсюду одинаковые картины, мне понятно, что это не искусство и можно не всматриваться? Но почему, заплатив за музейный билет, застыв перед картиной 17 века, я автоматически считаю ее живописью (не важно хорошей или плохой) и отношусь к ней с уважением? Есть ли разница между Ряйксмузеумом и безымянными беднягами на Арбате? К моему удивлению, затруднительно определить, чем отличаются холсты из Лувра и картины из китайской Деревни Дафен (пригород Шеньчженя), где временами производилось 60% (!) ВСЕГО мирового искусства (для отелей, офисов, круизных кораблей, дешевых галерей и так далее).

№ 1 Продажа картин на улицах Алма-Аты.
001

№ 2 Голландское искусство, музей Эшмола, Оксфорд.
002

Вряд ли возможно провести четкую линию, которая отделит коммерческую живопись от живописи. В этой заметке я попытаюсь понять логику художников из разных стран и времен, показать, как они подходили к изображению одного и того же мотива – гробницы Нерона. Сначала гробница была редкостью и диковинкой, потом стала одним из многочисленных символов прекрасной, далекой и недостижимой страны, после стала достопримечательностью, которую можно занести в дневник, но можно и не посещать, а, в конце концов, превратилась в сувенир и средство для добычи денег, вроде нынешних Эйфелевой башни и Вестминстерского дворца с Биг Беном.

Второе предисловие

До нас дошло лишь то искусство, которое удалось продать. То, что публика не купила в 17, 18 веке, пропало навсегда. Поэтому картины это не отражение мира, а регистрация вкусов и представлений публики. Я хочу понять, что именно хотели коллекционеры и любители прекрасного от художника, рисующего, гравирующего и пишущего красками. Почти все художники послушно следовали желаниям клиентов. «Бунтари», пишущие картины, как они сами того хотят, появились лишь во второй половине 19 века.

Триста пятьдесят лет тому назад быт людской был скуден на изображения. Картины были дороги, да и гравюры покупал не каждый. Купленные же холсты и офорты чаще всего не менялись, а занимали свое место в доме раз и навсегда. Человек, повесивший на стену картину с кораблями и бурей, был обречен уже никогда не видеть штиля и ясного солнца, а выбравший холст с хорошей погодой, лишал себя радости трагических кораблекрушений. Потому выбирать картины надо было ответственно. Вот и тянулись люди к самому заветному и прекрасному, а, как известно, на Земле нет ничего прекраснее теплой Италии (вымышленной, конечно, ведь настоящая нам не нужна и неинтересна).

Фотографии

«Могила Нерона»… так называется целый римский район, и называется он так, потому что там… Я затрудняюсь найти нужный глагол. Если верить рисункам, гравюрам, журналистским штампам и представлениям, полученным априори, то «возвышается» или даже «возносится»… Но как сказать «возносится» о небольшом и непонятном нижеприведенном сооружении?

№ 3 Могила Нерона.
003

Я приведу размеры гробницы: длина 2.84 м, высота 1.33 м, глубина 1.48 м. Это сам саркофаг, без основания, подиума и крышки. Еще один снимок издали.

№ 4 Могила Нерона.
004

Впрочем, это фотографии, которые к искусству имеют мало отношения. Фотографии почти всегда случайны, неинтересны и абсолютно неправдоподобны, в отличие от фантазий, заблуждений, рисунков и гравюр. Если вдуматься, то и наука история тоже неинтересна, потому что тут вовсе не могила злодея Нерона, а воздвигнутый в 70-х годах 3-го века саркофаг Публия Вибия Мариана и его жены Регины Максимы. На саркофаге имеется подробная надпись с подробным перечислением всех должностей и служб Публия Вибия Мариана и никакой Нерон там не упомянут. Как скучно…

Две первые гравюры

Нет, гораздо соблазнительнее отправиться в Италию придуманную и воображенную. В Италию эту северные европейцы стремились с давних пор, и все они желали сувениров, и все они хотели сохранить память об увиденном. Чтобы помочь им, Antonio Lafreri, переехавший из Безансона в Рим, в 1540 году начал издавать серию гравюр, позже получившую известность под именем Speculum Romanae Magnificentiae. На одной из гравюр мы видим наш саркофаг.

№ 5 Неизвестный художник, лист из серии гравюр Speculum Romanae Magnificentiae, 1551, 46х32 см.
005

Гравюры Speculum Romanae Magnificentiae изображают почти исключительно итальянские древности, итальянские развалины, итальянские скульптуры, итальянских богов и так далее. На листе № 5 Нерон не упомянут, памятник назван верно, зато пропорции сооружения неправильны и изменены. Почему? Покупателю была важна не какая-то реальная Италия, а удивительные редкости и чудеса. При чем тут реальные размеры и пропорции? Самое важное это надпись и странная форма, их художник и изобразил. В дальнейшем размеры саркофага Публия Вибия Мариана будут делаться все более и более грандиозными, но в данном случае величественности и торжественности не искали, а удовлетворялись необычайностью изображенного сооружения. Основание памятника не похоже на современное, сегодняшние кирпичи под саркофаг были уложены недавно, в 1900 году. До того опора была другой – шаткой и более романтичной.

№ 6 Гробница Нерона снимок сделан до 1900 года.
006

Удачная торговля искусством торопит подражателей. Почуяв успех где-то рядом, небогатые художники начинают немедленно копировать доходную картину или гравюру. Следующая могила Нерона это никакое не искусство, не иллюстрация жизни добродетельных римлян, а судорожная попытка художника и издателя хоть немного заработать. Гравюра сделана не с натуры, а с гравюры № 5, представляет собою зеркальное ее отображение, а потому тоже неправильных пропорций.

Экземпляр, хранящийся в Ряйксе, происходит из альбома Johann Georg I. Zobel von Giebelstadt, коллекционера и заодно прица-епископа Бамберга. Лист сделан через 7 лет после № 5 и стал частью альбома, составленного в Венеции между 1568 и 1570 годами. Гравюры в альбоме были на самые разные темы (но с сильным предпочтением итальянско-античных сюжетов) – древняя классическая история, мифология и аллегории, портреты и карикатуры, недавние события, связанные с религией, архитектура и скульптура (гравюра № 7 была в разделе скульптур). Составление подобных альбомов из разнородных листов в 16 веке было обычным делом, лишь немногие альбомы сохранились до нашего времени целиком.

№ 7 Неизвестный художник Саркофаг на виа Кассиа 1558, 32.3х23.3 см.
007

Наш саркофаг тут все еще размеров человеческих и не слишком впечатляющих. Пучки травы, улитка и ящерица представляют его публике даже меньшим, чем он на самом деле. Копиист тут ни о чем не думал, а просто украшал древность соответствующим антуражем.

Бартоломей Бреенберг

Я рассказываю в хронологическом порядке. Следующий художник, изображавший могилу Нерона, известен нам по имени – это Бартоломей Бреенберг. Именно из-за его рисунка (№ 13) и стал я писать о гробнице Нерона.

Бартоломей Бреенберг (1598-1657) родился в Девентере (Голландия), в 1619-1629 годах жил в Риме и потом до самой смерти в Голландии. В основном писал пейзажи в итальянском вкусе, но также иногда портреты и историческо-мифологические сцены (на фоне тех же самых пейзажей в итальянском вкусе), делал офорты. Во время пребывания в Италии он нарисовал множество эскизов и набросков, которыми пользовался всю жизнь. О нем я надеюсь поговорить подробно в будущих заметках, но сейчас немного о том, как он работал.

Бреенберг делал подробные рисунки с натуры и потом вольно или же аккуратно по нескольку раз использовал их для офортов и картин.

Вот изображение руины с римского форума, которое появляется как минимум на трех его картинах и на одном картоне. При этом конкретная руина кочует из одного фантастического места в другое. Названия пейзажам даются по мелким фигуркам у подножия развалин.

№ 8 Бартоломей Бреенберг Кимон и Ифигения 1636, Musée Boucher de Perthe, Abbeville, 69х91 см.
008

№ 9 Бартоломей Бреенберг Христос и центурион 1637, Кунстхалле, Карлсруэ, 95.5х133 см.
009

№ 10 Бартоломей Бреенберг Помазание Давида и руины римского форума 1642, Ряйксмузеум, Амстердам, 69.3х59.5 см.
010

№ 11 Бартоломей Бреенберг Каприччио с римскими развалинами, скульптурами и воротами 1650, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, 116х89 см.
011

Один и тот же мотив использован во всех трех живописных работах (№ 8, № 9, № 11) и в картоне для живописи (№ 10). То, что это картон, понятно из-за размера, потому что эскизы были небольшими. Те же самые развалины мы видим с двух сторон, понятно поэтому, что Бреенберг сделал на форуме как минимум два наброска. В № 11 к главной руине добавлены ворота с эскиза, который сохранился (№ 12).

№ 12 Бартоломей Бреенберг Ворота Сан Паоло ок. 1624-1629, Ряйксмузеум, Амстердам, 13.5х7.5 см.
012

№ 11 а Фрагмент.
011 a

Видно, как художник рисовал и изготавливал для себя в течение нескольких лет кирпичики Лего, из которых потом всю оставшуюся жизнь складывал разного рода композиции. В сторону не отступая. Искусство ли это? Несомненно. Хороший художник (а Бреенберг хороший) работал с натуры, смотрел на нее по-своему, искал и нашел свою интонацию. Однако триста лет тому назад изменяться и вечно искать что-то новое художник не мог (почти никогда), покупатели не позволяли.

Действие всех картин Бреенберга перенесено в вымышленную Италию с портом, обелиском и статуями. В каждой его картине моря, дали, люди и обломки скульптур дорисованы согласно надобности.

Рисунок Бреенберга с гробницей Нерона был точно таким же подготовительным эскизом- кирпичиком, как и № 8. (Дикую музейную датировку рисунка и справедливые сомнения в атрибуции я оставляю в стороне.)

№ 13 Бартоломей Бреенберг Гробница Нерона 1619-1629, Британский музей, Лондон, 13.1х20.6 см.
013

В отличие от № 5 и № 7 эскиз сделан с натуры, однако… Однако пещера под гробницей, размер сооружения (если сравнивать с фигурками людей), башня и дальние дали это фантазии (привлекательные). Выглядит рисунок уже фирменно-итальянским, романтическим и тревожным. Просто растрескавшиеся древности внимание художника и желания публики уже не удовлетворяют. Времена изменились и теперь нужны некоторая достоверность и (самое главное) правильная интонация-настроение.

Неизвестно, использовался ли этот рисунок Бреенбергом (если это вообще его набросок), гробница Нерона появляется у него лишь на небольшом офорте. Пропорции гробницы там изменены, пейзаж тоже, настроение на этом совсем небольшом оттиске не героическое, а мирное, пасторальное.

№ 14 Бартоломей Бреенберг Могилы на виа Кассиа и дворец Буонкомпанья между 1635-1645, 2.4х9.3 см.
014

Метод работы Бреенберга характерен для многих (хороших) голландских художников: усидчивость, серьезность, работа с натурой, сдержанность. А еще рациональность, желание заработать и готовность потрудиться для этого.

Другие художники

Меж тем время безостановочно текло и любовь к Италии становилась у публики все сильнее. В 1611 году Томас Кориат опубликовал свой знаменитый травелог «Овощи Кориата», который во многом раскрутил маховик путешествий в Италию (гран-тур).

Стала расти потребность в изображениях Рима и вокруг, где на каждом шагу могилы Нерона, Горациев и Куриациев, курящиеся жертвенники, голые нимфы в ручьях и хорошая погода. Художники не подвели любителей античности, начали во множестве изготавливать живопись и гравюры со всей этой дребеденью. И когда на бумаге или холсте решали изобразить гробницу Нерона, то она выходила все величественнее.

№ 15 Клод Лоррен Гробница Нерона ок. 1640, Британский музей, Лондон, 25.6х40 см.
015

№ 16 Клод Лоррен Гробница Нерона ок. 1640, Альбертина, Вена, 21х30.8 см.
016

На этих двух набросках Клода Лоррена хорошо передана клюквенно-развесистая атмосфера возносящейся гробницы тирана, реальные пропорции, однако, навраны (в грандиозную сторону). Да и выглядит это сооружение по-разному на каждом из риснков.

Когда за дело брался слабый художник, который не мог передать правильное итальянское жизнеощущение, то ему не оставалось другого выхода, как добавлять еще развалин и увеличивать размеры могилы. Всадник-храбрец на лихом жеребце тогда оказывался ниже, чем первая плита основания саркофага.

№ 17 Приписывается Яно ван Оссенбеку Пейзаж с саркофагом и фонтаном между 1647-1674, 12х16.5 см.
017

Якоб ван дер Ульфт

Якоб ван дер Ульфт (Jacob van der Ulft 1621-1689) в настоящей Италии никогда не бывал, но домоседство никак не помешало ему постоянно и подробно ее изображать. Ван дер Ульфт превосходный пример того, что «реализм голландской школы» понятие относительное. Зализанность и потемнелось картин однажды начала восприниматься в качестве достоверного репортажа, хотя, к примеру, в этом случае мы имеем дело лишь с коммерческим копированием чужих рисунков и гравюр. Это как раз начало (вернее продолжение) той имитации искусства, о которой говорил Сезанн, различая собственно искусство как поиск чего-то нового и имитации, которые могли быть и хорошего качества (тогда на них стоило обратить внимание) и плохого. Именно такие имитации, удобные в производстве и быстро продающиеся, всегда и составляли конкуренцию хорошим художникам.

№ 18 Якоб ван дер Ульфт Остерия в Кампании вторая половина 17 века, Метрополитен, Нью-Йорк, 18.8х29.6 см.
018

№ 19 Якоб ван дер Ульфт Армия, продвигающаяся между римских руин 1671, Маурицхейс, Гаага, 81.8х133.3 см.
019

Гробница Нерона оказалась на слуху у образованной публики, и Ван дер Ульфт счел своей обязанностью нарисовать ее несколько раз в альбомах с пейзажными набросками невиданной им Италии! При этом у него не было ни рисунка, ни гравюры с этой гробницей и она была изображена им исключительно по наитию. Что нисколько не умалило ни романтизма, ни реализма.

№ 20 Якоб ван дер Ульфт Пейзаж-фантазия с так называемой гробницей Нерона 17 век, Städelschen Kunstinstitut, Франкфурт на Майне 11.9х20.8 см.
020

№ 21 Якоб ван дер Ульфт Пейзаж-фантазия с так называемой гробницей Нерона 1675, частное собрание 17х22.8 см.
021

№ 22 Якоб ван дер Ульфт Пейзаж-фантазия с так называемой гробницей Нерона 1688, частное собрание 12.1х21 см.
022

Еще несколько художников

Маттиас Витхоос (Matthias Withoos 1627-1703) пробыл в Италии с 1648 по 1652 год. Писал натюрморты с растениями, а также пейзажи голландские и итальянские. Итальянские картины полностью вымышлены, дешевого качества. Со всеми полагающимися древними аксессуарами.

№ 23 Маттиас Витхоос Вид Рима 1673, Музей Flehite, Амерсфорт, 132х212 см.
023

№ 24 Маттиас Витхоос (?) Могила Нерона Музей Flehite, Амерсфорт.
024

Два рисунка с натуры, двух братьев ван Блумен. Фламандцев. Они были в третьей волне художников из Фландрии и Нидерландов, приехавших работать в Италию.

№ 25 Питер ван Блумен (Pieter van Bloemen 1657-1720) Могила в пригороде Рима между 1685-1693, частная коллекция, 32х20.8 см.
025

№ 26 Ян Франс ван Блумен (Jan Frans van Bloemen 1662-1749) Гробница Нерона, последняя четверть 17 века-первая половина 18 века,  Музей изящных искусств и археологии, Безансон, Франция, 29.5х16.8 см.
026

Наброски эти тщательны, профессиональны, убедительны (и скучны, как и полагается быть реалистическим наброскам, которые потом надо будет использовать). № 25 это лист из чудом целиком (скорее всего) сохранившегося альбома Питера ван Блумена (с 225 набросками Рима и орестностей). № 26 это отдельный лист, который приписали Яну Франсу ван Блумену не так давно, до того авторами считали Пиранезе и Сальватора Розу. Независимо от того, кто был автором рисунка, работа профессиональна, сделана тщательнее и подробнее, чем рисунки Бреенберга.

Ян Франс ван Блумен был автором большого количества пейзажей с вошебно-буколической Италией. Иногда на них появлялась и гробница Нерона.

№ 27 Ян Франс ван Блумен Пейзаж с могилой Нерона и фигурами 18 век, частная коллекция, 70х97 см.
027

№ 28 Ян Франс ван Блумен Пейзаж с пастухами и всадником у могилы Нерона 18 век, частная коллекция, 49.8х74 см.
A 4145

Впрочем, мне видится противоречие между наброском и картинами. Набросок с натуры крепкий и правильных пропорций, с выразительной композицей. На картинах же гробница пропорций неправильных и сделана с гравюры, это видно, потому что утрата (отколотый кусок рельефа) на передней части саркофага находится с левой стороны. Именно там она и бывает на гравюрах, которые являются зеркальным отражением рисунков, с которых и гравировали художники (при условии, что сами рисунки были с натуры). Зачем же ван Блумену, который специально и тщательно нарисовал саркофаг, пришла в голову мысль воспользоваться чужими перевранными гравюрами? И пропорции сооружения на картинах тоже весьма условны. Рисунок хорош, а картины ван Блумена жидкие, торопливые (особенно композиции) и для заработка.

№ 23, № 27 и № 28 просты и банальны, показывют вымышленную Италию и копируют (по мере сил и возможностей) знаменитых и коммерчески успешных (что, впрочем, одно и то же) художников. Эдакая подделка под Клода Лоррена для небогатых коллекционеров.

Еще надо упомянуть, что гробница Нерона это римская примета третьего ряда и писали ее нечасто. Но нельзя же было заполнять холсты исключительно одними колизеями и пантеонами, иногда требовались и потаенные уголки, чтобы внести в полотна и гравюры некоторое разнообразие. Другие могилы и саркофаги точно так же копировались и кочевали из картины в картину и от художника к художнику. Вот еще одна картина, приписываемая Яну Франсу ван Блумену, с совершенно другим саркофагом, неправильно определенным артдилером как гробница Нерона.

№ 29 Ян Франс ван Блумен Вид Рима с Колизеем, могилой Нерона, башнями и воротами Сан Паоло 18 век, частная коллекция, 80 х137 см.
029

Италия вообще щедра на могилы и каждой хочется дать захватывающее название и написать ее масляными красками, а потом продать. Тут можно вспомнить многочисленные картины с другими захоронениями – гробницей Вергилия, гробницей греческого тирана в Агридженто (названной «Гробницей Нерона» недобросовестным аукционом Пандольфини) или еще одной гробницей Нерона, но почему-то в Путеолах (небрежных аукционов оказалось очень много).

Стандартная руина

Вяло, но неизменно художники продолжали изображать, а публика покупать римскую гробницу, стоящую одиноко. Вот гравюра ниезвестного художника с объяснением на итальянском и на нидерландском языках. Сразу же понятно, для какой публики предназначался офорт.

№ 30 Неизвестный художник Гробница Публия Вибия Мариана ок. 1675-1711, 16.5х19.7 см.
030

Фламандец Хендрик Франс ван Линт, прозванный Lo Studio (Hendrik Frans van Lint 1684-1763) использовал форму гробницы для изображения чего-то условно восточного – с пальмами и непонятного вида деревьями. Рядом с гробницей появляется церковь, которая будет сопровождать ее долгие годы. Получается, что ван Линт механически переносит на холст два этих сооружения, а чтобы продать картину, добавляет желаемые заказчиком пальмы.

№ 31 Хендрик Франс ван Линт Вид с гробницей 18 век, частная коллекция, 23.3х28.4 см.
031

Итальянский художник Джованни Баттиста Бусири (Giovanni Battista Busiri, 1698-1757) писал бесконечные гуаши (и иногда картины маслом) со всё тою же голубодальней Италией. Не избежал он и нашего мотива (изображена и церковь).

№ 32 Джованни Баттиста Бусири Могила Нерона между 1718–1757, Felbrigg, Norfolk, Англия, 22.8х34.8 см.
Nero's Tomb by Giovanni Battista Busiri(Rome 1698 -1757)

№ 33 Джованни Баттиста Бусири Гробница Нерона в двух милях от Рима начало 18 века, Британский музей, Лондон, 17.1х23.5 см.
033

№ 34 Джованни Баттиста Бусири Гробница Нерона на виа Кассиа в Риме 18 век, Музей Фицуильяма, Кембридж, 16.6х22.2 см.
3693 folio 34

№ 35 Джованни Баттиста Бусири Гробница Нерона на виа Кассиа в Риме 18 век, Музей Фицуильяма, Кембридж, 16.6х22.2 см.
3693 folio 83

Мастер воображаемых и величественных руин француз Юбер Робер (Hubert Robert 1733–1808) вставил треснутую гробницу в один из своих рисунков для оживления и без того уже разрушенного пейзажа.

№ 36 Юбер Робер Каприччо с античным храмом ок. 1756, Метрополитен, Нью-Йорк,   56.4 x 41.3 см.
036

Пиранези

Однако же лишь знаменитый итальянский график Джованни Баттиста Пиранези, умевший любую хлипкую былинку сделать трагической и титанической, выжал из Гробницы Нерона все возможное. Она у него не просто величава, а бесстыдно, потрясающе величава. Саркофаг с постаментом стали в несколько раз выше, чем реальное сооружение, внизу копошатся невинные пастухи и сельские козы, небо покрыто тревожными облаками, а неумолимое время своим бегом и непреклонной поступью (одновременно) разрушает величественные свидетельства героических свершений и кровенящих преступлений… Да, глядя на картину хочется произносить речи в этом роде.

«Гробница Нерона» входит в серию гравюр ‘Le Antichità Romane’, где каждый лист леденяще-титанический. Несмотря на такую смехотворную позицию художника, мне очень нравятся работы Пиранези. Конечно, это графика, где другие задачи, но все равно… художник был без торомозов. Это привлекает.

№ 37 Пиранези Гробница Нерона ок. 1756–1757, 60.9х40.3 см.
037

Есть у Пиранзи еще одна гравюра и один рисунок с гробницей Нерона, на них она точно так же мало связана с историческим памятником. И это правильный подход: отталкиваться от реальных предметов, которые ты можешь хорошо и правильно нарисовать и изображать потом не их, а что-то другое, словами необъяснимое.

№ 38 Пиранези Гротеск с гробницей Нерона 1747, Национальная галерея, Вашингтон, 49.1х38.9 см.
D15762.jpg

№ 39 Пиранези Гробница Нерона (из серии «Гротески») ок. 1750, 39.2х55.4 см.
039

Мы хотим, чтобы было красиво

Громадной, мрачной и трагической гробница на изображениях становится не случайно. Оказывается, что все мы этого хотим. Именно поэтому многие развалины (и античные статуи) по возможности значительно улучшают, не только на картинах-рисунках, но и в жизни. Вот какой была знаменитая триумфальная арка Тита в Риме в 17 веке.

№ 40 Ян Бот Вид Рима 1628-1652, Ряйксмузеум, Амстердам, 41.4х34.2 см.
040

Вот какой арка стала в наши дни.

№ 41 Арка Тита.
041

Так что же пенять художникам, что они хотели сделать получше и поогромнее? Не будем пенять.

Два известных художника

Гробницу зарисовали Тернер (1775-1851) и Коро (1796–1875). В обоих случаях это чисто техническое изображение, без единой художественной задачи, которую могли бы поставить себе живописцы. Они увидели гробницу, за пять минут зарисовали ее и больше никогда к теме не возвращались.

№ 42 Вильям Тернер Гробница Нерона, Рим 1819, Тэйт, Лондон, 18.6х11 см.
Various Tombs, Etc. 1819 by Joseph Mallord William Turner 1775-1851

№ 43 Камиль Коро Гробница Нерона на виа Кассиа в Риме первая половина 19 века, частная коллекция, 16х26.2 см.
043

Общее место и любительские зарисовки

Со временем гробница Нерона стала для публики и художников чем-то традиционно-классическим, узнаваемым. Хочется сравнить ее (и другие римские древности) с бесконечными картинами-эскизами других узнаваемых мест – домиков в Генте и Брюгге или стенами и башнями многочисленных русских кремлей-монастырей. Каждый год студенты ездят туда на этюды, как делали их отцы и прадеды. Все эти изображния стали однообразным искусством, унылым и безнадежным… Стали имитацией.

Вот несколько имитаций с гробницей. И как уже бывало раньше, рисунки иногда делали не с натуры, а с гравюры. Вот пример, где дыра на саркофаге находится слева..

№ 44 Jean Baptiste Regnault Гробница Нерона ок. 1768-1782, Британский музей, Лондон, 40.7х32.1 см.
044

Иногда гробницу использовали в драматических картинах

№ 45 Jean Baptiste Lallemand (French, 1716–d. ca. 1803) Гробница Нерона во время грозы частная коллекция, 210х136 см.
045

Чаще это просто стандартные картины, копии, зарисовки и эскизы с правильными или неправильными пропорциями.

№ 46 Pierre-Adrien Pâris (1745-1819) Солдат у подножия древней гробницы 18 век, муниципальная библиотека, Безансон, Франция, 18х21.5 см.
046

№ 47 Pierre-Adrien Pâris Гробница Нерона и античный обломок 18 век, муниципальная библиотека, Безансон, Франция, 18х13 см.
047

№ 48 Hugh William ‘Grecian’ Williams Гробница Вибиуса и его жены, обынчно называемая «Гробницей Нерона» 1818, Британский музей, Лондон, 28.9х42.2 см.
048

№ 49 Guillaume Bodinier (1795-1872) Гробница Нерона 1823  Музей изящных искусств, Angers, 29х21 см.
049

На следующем холсте видна та же самая небольшая церковь.

№ 50 Jean-Charles Rémond (1795-1875) Гробница Нерона, 19 век, musée de Valence, Drôme, Франция, ??? см.050

№ 51 Vincenzo Giovannini (1817–1903) Буйволы в римской Кампании, 1883, частное собрание, 31х20 см.
051

№ 52 Vincenzo Giovannini Могила Нерона, 1883, частное собрание, 45х31 см.
052

Гробницу рисовали образованные путешественники, которые художниками себя не считали, а просто любили искусство. Осбой разницы между ними и професионалами того времени я не вижу.

№ 53 Rev William Henry Barnard Гробница Нерона около Рима 1817, Британский музей, Лондон, 32.2х25 см.
053

№ 54 Генри Лонгфелло Гробница Нерона 1828, Дом Лонгфелло, Кембридж, Массачусетс, ??? см.
054

Гравюры

В 19 веке гробницу стали изображать на самых разных гравюрах, часто делая ее величественной, как у Пиранези. На большинстве гравюр гробница показана в несколько раз больше, чем она на самом деле, а внизу крошечные фигурки людей. Гробница попала в книги и опять ее пропорции иногда были совершенно искажены. А еще о гробнице рассказывали истории, как неподалеку от мрачной могилы была убита баварская графиня, как воздушный шар с коронации Наполеона за две недели долетел до Италии, декоративная корона упала на гробницу тирана, и это, мол, было дурным предзнаменованием…

Словом, движение этого старомодного искусства прямиком в поп-культуру остановить было невозможно. Примеров много, я приведу некоторые из них.

№ 55 Неизвестный Мавзолей Нерона в Риме ок. 1820 13.0х12.5 см.055

№ 56 Luigi Rossini Вид так называемой гробницы Нерона 1822, 56.2х41.3 см.
056

№ 57 Agostino Tofanelli (1770-1834Гробница С.В. Мариануса, также известная, как гробница Нерона 1833, частное собрание, ??? см.
057

№ 58 Неизвестный Виды Рима, гробница Нерона на виа Фламина 1840, 7.5х12 см.
058

№ 59 Domenico Amici (1808-1871) Гробница Нерона первый лист из серии «Виды Рима», 1835, 17х23.1 см.059a

И опять церковь у гробницы.

60 Antonio Aquaroni  (1801-1874) Гробница Вибия Марина, известная как Гробница Нерона 29.2 x 34.8
060a

№ 61 Gaston Charles Penchaud (1856-1930) Гробница Нерона на виа Фламиниа, 19 век, 13.5х17.8 см.
061

№ 62 Иллюстрация из книги  Rodolfo Amedeo Lanciani 1901 года The destruction of ancient Rome: a sketch of the history of the monuments.
062

Пара слов на прощанье

Искусство ли это? Не уверен… Кажется, что от этих последних картин, рисунков и гравюр до живописных изделий китайских мастеров всего один шаг. Бесконечное повторение одного и того же, одного и того же, одного и того же искусством назвать трудно. И я говорю об одном и том же приеме, а не объекте.

Тем не менее, таков нормальный порядок вещей. Появляются на свете художники, но редко, а обычно большинство ремесленников и продавцов просто зарабатывает деньги гравюрами и картинами, ни о чем другом не думая. Само искусство изменяется все время: самое важное в картине делается совсем не важным, ищется что-то новое, и на это новое обращают внимание. Когда гравюры научились производить дешево и быстро, то возбуждение улеглось, гравюры стали скучными и коммерческими. Так было всегда и везде. Появилось кино, и сразу живопись, рассказывающая истории, стала смешной и устаревшей. «Римляне времен упадка» больше не нужны, художники должны искать что-то новое (я писал об этом тут). Появилась фотография и исчезла портретная миниатюра. Появилась цветная фотография и перед художниками встала задача написать мир не так, как его передает объектив фотоаппарата, а иначе. Фотошоп, дешевая цветная печать большого размера, китайские мастера, изготавливающие любую картину красками за несколько часов, заставили художников опять сниматься с насиженного места и искать новые формы выражения, и некоторым современным живописцами удалось увидеть и показать мир по-своему. Потому современное искусство (не путать с тем, что называется «Современное искусство») это самое интересное!

One thought on “Могила Нерона или короткое предисловие к голландским пейзажам в итальянском вкусе”

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: