Овальные портреты Коллениуса и некоторых других художников

004 ПЛОХАЯ ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ 17 ВЕКА

 

Как английская королева себя представляет

Объяснить, почему какие-то картины плохи, весьма затруднительно. На любое рассуждение сразу же отыщется пример, который все доводы опровергнет. Сказать, что живопись дурна, потому что однообразна – вспомнится однообразный и хороший Моранди. Попенять на неправильный рисунок – найдется восхитительный Моне, который рисовал людей, кхм… неуверенно. Объявить неинтересной любую картину, которая не с натуры – однако был Волошин, который весь не с натуры, а акварели так хороши! Ну, и про Витрингу я недавно рассказывал…

Вероятно, главным принципом является иррациональное «МНЕ не нравится», и после того, как не понравилось, любая деталь может быть употреблена для обвинения живописца в ужасности. Что ж, на этом основании и будем привлекать художников к уголовной ответственности.

МНЕ не нравятся почти никакие портреты. В них слишком проступает вкус заказчика. Богатого и важного. Заказчики-мужчины на холсте хотят быть мудры, мужественны и серьезны, а женщины красавицами. Ну и что тут прикажете делать художнику? Особенно если модель плюгава? В 18 веке знаток и критик живописи Дени Дидро (тот самый) считал, что портретист будет превосходен лишь в том случае, если неограниченно польстив в портрете, он все же сделает даму немного на саму себя похожей. Задача достойная. Для светского человека. Но не для худжника. Всегда, всегда так было, и ничего не изменилось с тех пор, к примеру, английская королева была недовольна портретом Фрейда, потому что тот написал не величественного монарха в мантии на фоне грозового неба, а то, что видел, то есть, неприятную старушку.

Вот портрет Елизаветы из Национальной Галереи, который у нее нареканий не вызывал. (С орденом! И по пропорциям под два метра ростом! Эх…)

№1 Pietro Annigoni Королева Елизавета II 1969, Национальная портретная галерея, Лондон, 198.1х177.8 см.
001 elisabeth ii

А вот и Фрейд.

№2 Люсьен Фрейд Королева Елизавета II 2000-2001 Королевская коллекция, Англия, 22.9х15.2 см.

PAINTING OF QUEEN

И написана на портрете, хоть и с разницей в сорок лет, но одна и та же персона. А кажется, что они даже не родственники!

К сожалению, очень часто бывает, что разные художники, изображая всевозможных красавиц, делают (и делали) их всех на одно лицо. Как сейчас никто не отличит одну голливудскую актрису от другой (обе должны быть похожи на Барби), так и раньше, в 17 веке, множеству дам с прической юрлюберлю (hurluberlu) на портретах делали остренький носик и миндалевидные глазки, чтобы они не только кудряшками, но и прочими чертами походили на знаменитых сестер Манчини, носивших подобные волосы.
Хорошо это или плохо? Не знаю. Но это так!
А теперь посмотрим на несколько овальных женских изображений конца 17 начала 18 веков, которые и являются темой данной главы.

 

Одна и та же дама

Нижеприведенные портреты это портреты не одной и той же дамы, как вы можете подумать, а изображения совершенно разных красавиц. И не ваша вина, что их легко спутать – заказчицы все сделаны по одному шаблону, все в одном и том же наряде, почти все одного и того же размера и похожи, как однояйцевые близнецы (только у №6 слишком смелое декольте и видна рука). Главное же отличие состоит в том, что у некоторых локон лежит на левом плече, а у других нет, а у одной вообще на правом. Все их написал один и тот же художник.

№3 Коллениус Портрет неизвестной ок. 1700-1705, Гронингер музеум, 72х56 см.
003

№4 Коллениус Портрет Марии Хелены Еененс ок. 1700-1705, Гронингер музеум, 73х58 см.
eens collenius

№5 Коллениус Портрет дамы ок. 1700-1705, Гронингер музеум, 78х68 см.
004

№6 Коллениус Портрет Леи Алдринга ок. 1700-1705, Гронингер музеум, 77.5х64 см.
005

№7 Коллениус Портрет Анны Элизабет Рипперда ок. 1700-1705, Гронингер музеум, 76х62 см.
006

№8 Коллениус Портрет Изабеллы Вилтианы Файтцемы Веррутиусок 1710, Гронингер музеум, 76х62 см.
007

№9 Коллениус Портрет дамы ок. 1710-1720, частная коллекция, 84х64 см.
008

Да, я все еще настаиваю, что это изображения различных персон. Причем таких овальных картин кисти Коллениуса (так зовут нашего живописца) на самом деле гораздо больше! Помимо вышеприведенных портретов, там и здесь хранится еще с десяток идентичных бледных женщин в коричневом, которых исполнил Коллениус. И я говорю только про овальные картины, кроме них у Коллениуса есть и немало прямоугольных портретов с такими же дамами-близнецами, только там они всегда с пейзажем на фоне. К каждому же овалу есть (или был и потерялся) в пандан овальный мужчина в обильном парике и японском халате, похожий, как две капли воды, на свою жену. А к прямоугольной даме обязательно прилагается прямоугольный господин и тоже с пейзажем. Правда, если он офицер, то вместо халата надеты доспехи, а к пейзажу дорисована жестокая сеча.
Так это плохая живопись? И вообще – что мы перед собой видим?

 

Коллениус

Коллениус…
Коллениус, Коллениус…
Я бы даже уточнил – Германнус Коллениус Hermannus Collenius (1650-1723).
Ох, как бы мне не хотелось, чтобы кто-то это имя запомнил…
Коллениус…
Потому что вот уж художник, который мне совсем не нравится.
Плохой ли он живописец? На этот вопрос ответить непросто… Но я попытаюсь.

Постоянная конкуренция на рынке живописи заставляла голландских художников 17 века писать только такие картины, которые было возможно продать. А как их продать? Каждый художник выбирал свою линию поведения. Например, художники начинали писать лишь определенные мотивы. Абрахам Хондиус в основном изображал охоты, а чаще просто собак, гоняющихся за птицами, правда, когда появлялся какой-нибудь заказ, он запросто изображал и «Благовест пастухам», не забывая между прочими персонажами всунуть туда и птиц, и собак. Многочисленные художники искали и находили на рынке подходящие им ниши, таким образом обеспечивая себе удовлетворительный или не вполне удовлетворительный доход. Однако помимо специализации живописцы могли заработать себе на хлеб и булочки и другими способами. Можно было писать не один и тот же мотив, а стараться создавать картины для одних и тех же коллекционеров или для одного и того же круга людей. Так Вермеер расплачивался с булочником (Хендриком ван Бюйтеном) своими картинами. Особенные же счастливцы-художники находили себе постоянных богатых патронов и старательно изображали то, что заказчикам и требовалось. Безо всяких вольностей и творчества. Германнус Коллениус был как раз из таких удачников.

Несколько лет он трудился в поместье Ниенорд, самом большом земельном владение на севере Нидерландов, украшая тамошний дворец своею унылой живописью на темы богинь и богов. Помимо украшения дворцов знати Коллениус писал и самих гронингенских аристократов. Например, он создал несколько портретов представителей знаменитой фамилии Рипперда (напомню, что сын Якоба Кланта и Баувины Кундерс из прошлой главы взял в жены девушку из этой семьи).

Коллениус писал картины не только для знатных заказчиков, но и для тех, кто хотел подражать им. Хенрик Пикардт (1636-1712), адвокат и поэт (но не граф и не барон), сделавший карьеру при дворе Людовика XIV, друживший с Вильямом Третьим Оранским, вернувшийся в Гронинген в 1674 году, долго пытался войти в общество гронингских аристократов. Пикардт стал синдиком в провинциальной администрации, женился на дочери влиятельного землевладельца, Пикардт купил замок (деньги в долг на покупку замка дал ему Вильям Третий), разбил там французский парк, построил церкви, заказал для них органы, собрал библиотеку, позаботился о мемориальной погребальной доске со своим… э… гербом, стал одним из кураторов Гронингского университета и, наконец, заказал портрет у Коллениуса. Но всего этого было недостаточно, у него не получилось, в круг избранных аристократов его не приняли. Печально, конечно, все впустую, но нам на этом примере хорошо видно, КТО заказывал портреты у Коллениуса.

№10 Коллениус Портрет Хенрика Пикардта 1690, поместье Fraeylemaborg, Слохтерен, провинция Гронинген, 84х66 см.
009 piccardt

Парик, японский халат и, на мой взгляд, очень скучно. Впрочем, даже если было бы еще скучнее, то и тогда Пикардта не приняли бы в высшем свете далекой и унылой голландской провинции.

 

Гражданин Коллениус

Красно-коричневый, коммерческий художник. Конечно, все художники были тогда коммерческими (а большинство и коричневыми), другие не выживали, но ведь всему должен быть предел! Гронингские аристократы, регенты и просто богатые люди, на которых Коллениус работал, жили вдали от образованных снобов и художественных дерзаний. Они бесхитростно хотели одного: чтобы было «как во Франции», а все кругом глядели и им завидовали. Оговорюсь, что не только они стремились к зарубежному: Герард де Лересс привез в высший свет Соединенных провинций французскую болезнь классицизма, которую столичные аристократы стали ценить больше живописи Рембрандта и ему подобных местных художников (впрочем, Рембрандта и любили-то всего с десяток лет). Но если в людных городах остается иногда щель, куда случайно уцелевший хороший художник может забиться, то в Гронингене (далеком, как Владивосток) такой щели не было.

Всё, что не помешало Витринге стать неплохим живописцем, Коллениусу помешало. Почти целую жизнь, не вылезая, варился он в кастрюльке провинции Гронинген. И не нужно ему было ничего другого. И везде видна узость взгляда и отсутствие желания чего-то эдакое изобрести и написать масляными красками. Хотя в молодости Коллениус шесть лет (с 1671 до 1677) жил в Амстердаме и вроде бы мог нахвататься куражу… Не нахватался. Правда, сам-то думал, что все идет, как полагается, как надо и согласно правилам, он словно сверял все свои исторические холсты с книгой Лересса о живописи.

Конечно, Коллениус это ремесленник, обычный и не особо утонченный. Художественных задач перед собою он не ставил. Одинаковые композиции, одинаковые фигуры, одинаковые портреты… И хотя ремесленниками были все голландские художники, но среди них попадались живописцы и поприличнее. Но намного ли они были лучше? Коллениус грубее многих, но не слишком, чуть однообразнее, очень бедный в красках, часто с плохим рисунком. Но ведь даже превосходные живописцы вроде Питера де Хоха с рисунком часто не справлялись. Я не нахожу никаких кардинальных отличий между Коллениусом и многими его современниками конца 17 и начала 18 веков.

Прошел ли он проверку временем? Холсты его не пропадают, сохраяются, доныне продаются и маячят там и тут. Музей в Гронингене собрал без счета картин Коллениуса и даже выставляет их иногда, много его и в частных собраниях, думаю, что иногда у потомков тех самых дам-господ он и висит. Хотя, может, и не у них. Но встречается он иногда в странных местах. Будете в Гааге, зайдите в Кабинет Короля (Kabinet van de Koning), туда даже пускают публику (два дня в году). На стене там висит Коллениус! Для красоты. Король, вероятно, не протестовал, потому что эти портреты не сильно отличаются от прочих.

№11 Коллениус Портреты Вихера Потта и Жерардины Лохман, ок. 1700-1720, собственность Государственной службы изобразительного искусства (хм, есть и такая), 77.5х64 см.
010

 

Другие художники

Другие мастера писали тогда же, так же и тех же. Вот еще один провинциал, имя его не сохранилось.

№12 Неизвестный художник Портрет дамы из семьи ван дер Дус 1680-1699, Вестфризский музей, Хоорн, Голландия, 70х60 см.
011

Этот портрет многоцветнее, но все то же самое – условная и похожая на всех бледная дама, скука, французская мода, прическа фонтанж с локонами. Лучше ли портрет, хуже ли, чем у Коллениуса? Трудно сказать, эту живопись все же надо оценивать как-то иначе, не подходят ей современные критерии искусства.

В центре страны писали чуть тщательнее художника из Гронингена. Но тщательность эта выражалась, увы, не в широте художественного взгляда, а в вылизанности. Мастерства у живописцев из центра страны было поболее, работы были поцветнее. Но голландский стиль живописи уже перестал быть модным, и портреты становятся какими-то европейски-унифицированными. Вот Арнольд ван Боонен Arnold van Boonen (1669-1729), работавший в Амстердаме и всегда изображавший женщин с одной рукой и оттопыренным мизинцем.

№13 Арнольд Боонен Портрет молодой женщины, частная коллекция, 51.7х44.5 см.
012

№14 Арнольд Боонен Портрет молодой женщины, частная коллекция, 98.5х82 см.
013 boonen5

№15 Арнольд Боонен Портрет Иды Агаты Темминк 1710-1720, Музей Франса Гальса, Гарлем, 54х46.5 см.
014 boonen6

№16 Арнольд Боонен Портрет Маргареты ван де Еекхаут 1690-1729, Ряйксмузеум, Амстердам, 82.5х65.5 см.
015 Portret van Margaretha van de Eeckhout, echtgenote van Pieter van de Poel, Arnold Boonen, 1690 - 1729

Последние два портрета Дидро, вероятно, одобрил бы. Они и льстят изображенной женщине, и хоть как-то обозначают характер модели. У №16 даже показаны морщины.
Сейчас еще пара примеров коммерческих художников, которые серьезнее и Коллениуса и Боонена.

Николас Мас Nicolaes Maes (1634-1693) был учеником Рембрандта, писал первые свои картины под его сильным влиянием. Порядка десятилетия (1655-1665) Мас писал в основном жанровые сцены во вполне традиционном голландском вкусе, но потом пришла мода писать блестяще и по-заграничному, и он стал изготовлять бесконечное количество портретов. При этом Мас является серьезным и известным художником (скажем так, если он есть в собрании, то им гордятся), а в некоторых его портретах можно даже увидеть определенные живописные достоинства. Вот один из них.

№17 Николас Мас Портрет Агаты Бикер ок. 1675, Norton Simon Foundation, Пасадена, 43.3х30.5 см.
016 maes

Готфрид Схалкен Godfried Schalcken (1643-1706), последователь Доу, искусный живописец, принадлежит к несимпатичной мне линии голландского искуства, где главными достоинствами считались зализанность и ловкая, кропотливая, словно под микроскопом работа (публике 17 века именно это и казалось виртуозностью). Картины Схалкена сейчас хранятся в хороших музеях, одной строчкой он вошел в историю европейской живописи (если она написана подробно и на тысячу страниц), иногда он ставил перед собой и какие-то художественные задачи. Нижеприведенный овал совсем небольшого размера относится к последнему периоду его творчества.

№18 Схалкен Йосина Клара ван Циттерс 1699-1706, Ряйксмузеум, Амстердам, 30х25 см.
017 Josina Clara van Citters (1671-1753). Dochter van Josina Parduyn, Godfried Schalcken, 1699 - 1706

Адриан ван дер Верф Adriaen van der Werff (1659-1722) был старше, чем Схалкен и Коллениус, сделал блестящую, интернациональную карьеру, был даже возведен в рыцари курфюрстом Пфальца (хм, я сомневаюсь, что для знати в Гронингене этого было бы достаточно). Стиль ван дер Верфа гораздо в большей степени, принадлежит 18 веку (чем, скажем, манера Схалкена), уровень же его мастерства заметно выше, чем у Коллениуса.

№19 Адриан ван дер Верф, Портрет Марии ван дер Верф, дочери художника 1718, Городской музей Роттердама, 79.5х67.5 см.
018

В этих последних трех примерах, чем дальше, тем безличнее. Хотя амстердамская дама Маса во французском платье и с прической юрлюберлю, но живопись там можно найти. Схалкен же и ван дер Верфф, которые моложе Маса, в своих портретах уже полностью от живописности отказались.

 

Несколько примеров хорошей живописи

Была когда-то голландская живопись кривенька, но жива. Французский же стиль навсегда испортил голландскую кровь. Хорошие художники в Низких землях когда-то попадались, редко, но попадались. Но лишь стала живопись шикарна, интернациональна, роскошна, международна, то получилось неинтересно и убого.

Я бы хотел привести несколько примеров голландской живописи, которая мне нравится. Избранные мною узкие, позолоченные рамки овального портрета, накладывают некоторое ограничение, но даже там можно найти несколько убедительных примеров живописи, а не угождения. Все три этих работы были созданы во второй четверти 17 века

№20 Рембрандт Девушка в плаще, отороченном золотом 1632, Лейденская коллекция, Нью-Йорк, 59х44 см.
019 Rembrandt_van_Rijn-Young_Girl_in_a_Gold-trimmed_Cloak

№21 Франс Гальс Портрет женщины 1638, Музей Штеделя, Франкфурт, 94.5×70.2 см.
020a stadel hals.png

На мой взгляд, это именно живопись. И она не во фрацузском или итальянском стиле, а вполне независима и уверенна. Не удержусь и покажу несколько деталей.
020b stadel hals hands

020c stadel hals face

№22 Юдит Лейстер Автопротрет (?) ок. 1640-1650, частная коллекция, 30.9х21.9
021aJudith Leyster.png

Небольшой портрет с характером, ловким масштабом деталей, написанный в уверенной манере, которая не стремилась ни к продаже, ни к лести (именно поэтому автопортреты, сделанные для себя, часто бывают лучше заказных портретов). И опять не удержусь от крупного плана.
021b Judith Leyster 2

 

Несколько слов в заключение

Мне жаль, что серьезные изящные фарфоровые дамы и надутые господа в японских нарядах заменили настоящие картины и живых людей. Мне не интересны ни одинаковые модницы в кружевах, ни их мертвые лица, ни прически фонтанж. Я люблю живопись, а живописи на парадных портретах и не найти.

Если в последнюю четверть 17 века в Голландии иногда и создавалась неплохая картина, то это была случайность. Новые тоскливые голландские живописцы растрачивали то, что было заработано предыдущим поколением художников. Если долго и последоваетельно рассматривать одного живописца за другим, то можно увидеть, как искусство исчезает и ему на смену приходит нечто совершенно неинтересное. Коллениус как раз и является превосходным образцом серой провинциальной посредственности.

Я думаю, что Коллениус плохой художник, хотя наш король и не протестует против его картин в своем кабинете. Или он просто не знает? Ведь в королевском кабинете работают лишь помощники короля, а сам он сидит во дворце в 800 метров оттуда. Впрочем, короли, королевы (смотрите №1), как и кураторы музеев, обычно не имеют представления, что такое живопись.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: