Корабли и бури или неправильный художник

002 ПЛОХАЯ ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ 17 ВЕКА

 

Все у него было неправильно.

Если бы в мире всегда торжествовали справедливость логика, история, астрология, мораль, традиционный уклад жизни и физические законы, то Вигерус Витринга Wigerus Vitringa (1657–1725) должен был бы быть плохим художником. Судите сами:

1) Родился он поздно, когда задор голландской живописи уже угас и ничего нового и интересного почти не создавали.

2) В «год катастрофы» (1672), который погубил голландский рынок живописи, Витринге исполнилось пятнадцать лет. (Напомню, что после 1672 года Вермеер не смог найти ни одного покупателя для своих картин и умер в нищете в 1675.)

3) Родом Витринга был из провинциального Леувардена, который не являлся важным артистическим центром.

4) Образование Витринга получил юридическое. Сын известного и богатого адвоката, он изучал право в университете города Франекер во Фрисландии, через два дня после окончания университета получил пост адвоката в главном суде провинции. Вроде бы он никогда не прекращал работать юристом. Учился ли он живописи в мастерской какого-либо мастера, неизвестно, но скорее всего, нет.

5) Кроме всего прочего, Витринга писал картины в особом и непростом жанре: большинство его холстов на морские темы, а марины это… м-м-м… почти всегда скучно, там художнику важно не живописать, а считать мачты, снасти и эти… как их… ванты! От марин часто требуют не живописности, а или документальности (потому некоторые исполнены черными чернилами по белому холсту и смотрятся, как чертеж), или экзотики (жуткие штормы!)

6) Да и марины Витринга создавал в неправильном месте. Про него даже не скажешь что-нибудь романтическое, что вот он жить не мог без моря и все время ходил смотреть в порт на гордые корабли. Нет, главные свои картины адвокат писал не в море и не у моря, а во вполне сухопутном городе Алкмаар. Значит, писал он картины по рисункам (их сохранилось немало), по памяти и по гравюрам.

И должны бы его картины быть плохи и скучны, но вдруг в Леувардене большое его полотно мне очень понравилось. Ох, нет справедливости на свете!

№1 Вигерус Витринга Морской вид с кораблями и волнами ок. 1685-1693, Фризский музей, Леуварден, 122×155 см., картина подписана.
01 0

 

Не забудтье нарисовать ручки и шляпу у человечка

У малых голландцев довольно часто раздражают плохо написанные детали второго или третьего плана. Их видишь не сразу, а через пару секунд, и тогда очарование картины (если оно было) пропадает. Пройдет сто лет, и голландская живопись исправится, нидерландские художники 18 и 19 веков уже не будут себе такого позволять, хотя и станут гораздо скучнее (ибо мастеровито изображенные детали не делают картину автоматически хорошей), но в 17 веке живописцы иногда проваливались в непрофессионализм. Они неожиданно переставали думать, а словно механически махали кистью и быстро заканчивали карину, не отвлекаясь на второстепенную чепуху задних планов. Тут я имею в виду не быстроту и свободу кисти, а непродуманность. Сознательная небрежность, строго дозированная и уверенно исполненная, часто картину украшает.
Я покажу, что я имею в виду.

Первый пример.
№2 Геррит Беркхейде Весовая палата и кран на улице Спаарне в Гарлеме ок. 1660-1698, Ряйксмузеум, Амстердам, 35х45.5 см.
02 1De Waag en de kraan aan het Spaarne te Haarlem, Gerrit Adriaensz. Berckheyde, 1660 - 1698
Три человека перед небольшой, деревянной постройкой хорошо разобраны по тону, освещению и сопряжены с пространством, но другие три человека, стоящие позади полукруглой крыши, изображены неумело, кажется, что эти трое или сидят на скате, или же трех метров росту. Похоже на детский рисунок: головки, ручки, шляпы старательно обведены и раскрашены. Да, конечно, тогда так писали, да и фигурки на холсте не сразу заметишь, а лишь всматриваясь. Однако в картины иногда всматриваешься, а в современной профессиональной живописи так писать уже невозможно, в 19 веке появились крепкие нормы, как писать изображения людей на втором плане. В 17 веке этих правил еще не было, но мне все равно трудно отрешиться от того, что я вижу.
02 2 De Waag en de kraan aan het Spaarne te Haarlem, Gerrit Adriaensz. Berckheyde, 1660 - 1698

Второй пример.
№3 Виллем ван де Вельде младший Пушечный выстрел ок. 1680, Ряйксмузеум, Амстердам, 78.5х67 см.
03 1 Het kanonschot, Willem van de Velde (II), ca. 1680
Тут фигурки в лодке и сама лодка верно взяты по тону, но карикатурность рисунка гребцов при приближении к холсту мне мешает, так рисуют дети в третьем классе. Конечно, это не такой уж и большой недостаток (и у кого их не бывает?), просто надо встать от картины достаточно далеко.
03 2 Het kanonschot, Willem van de Velde (II), ca. 1680
Надо отметить, что Виллем ван де Вельде младший это знаменитый маринист первого ряда. Вместе со своим известнейшим отцом он после 1672 (года катастрофы) в поисках заработка уехал в Англию, и там его заказчиком был английский король Карл Второй. Виллем ван де Вельде младший был одним из наиболее ценимых голландских художников 17 века.

Тем более удивительно было увидеть, что почти неизвестный Витринга (адвокат!) подумал, как изображать людей на втором и третьем плане картины, и справился с непростой задачей. Его подход похож на подход современного художника: маленьким фигуркам он уделяет ровно столько внимания, сколько нужно: на самом заднем плане это невнятные мазки (верные по тону), без попыток нарисовать у людей шляпы, профили или требуемое количество рук. При этом все силуэты чуть отличаются друг от друга, это не одинаковые гребцы Виллема ван де Вельде.
01 1
А когда фигуры расположены чуть ближе к нам, то они выглядят разнообразнее, проработаны детальнее, и опять здорово соответствуют среднему плану, и опять у них нет профилей, нет карикатурности, нет пересчета рук и ног. Каждая фигурка освещена по-своему, каждой найдено место, они организованы, они даже с характерами, но совершенно не мешают воспринимать главное – морской пейзаж. Это именно то, что мы (я) СЕЙЧАС называем живописью.
01 2

 

Буря и свет

Волны, изображенные Витрингой в виде пирамидок, бывают лишь на картинах.
01 3
Настоящее же море выглядит совсем по-иному. Я думаю, что сила ветра на картине соответствует 7 по шкале Бофорта, когда волны высотой 4-5.5 метров, пена сдувается с гребней волн и кругом водяная пыль.

Вот фотография волнения такой силы:
BEAUFORT-WIND-SCALE-FORCE-7

Витринга писал штормы в сухой мастерской, используя для этого свои рисунки и гравюры других художников. Он вовсе не стремился передать зрительное ощущение настоящей бури. Тем не менее, полная выдуманность волн и всего действия мне не мешает. Картина Витринги это та живопись, которую Сезанн называл «имитацией», художник пишет не то, что видит, а то, что знает (и что знают и хотят его зрители-покупатели), в такой манере пишут любую коммерческую живопись, имитационное искусство должно развлекать, а не показывать предметный мир. Эта цель художником была достигнута: картина Витринги меня развлекает, и делает это хорошо, а вдобавок она не лишена и живописных достоинств. Такого рода голландские изображения похожи на современное кино, где документальность не нужна. В кинотеатре никто не будет возмущаться, что у трехголового дракона строение перепончатых крыльев неправильно и с ними дракон просто не сможет взлететь.

В Морском виде с кораблями и волнами Витринга использует довольно распространенный мотив солнечного света во время шторма. Лучи пробиваются через прорывы облаков и освещают части пейзажа. Выгодно освещают. Например главный персонаж марины, так называемый Wijdschip «широкий корабль» (то есть такой, который был шире 4.68 метра и не мог пройти через «Темный шлюз» (Donkere Sluis) в городе Гауда), наполовину освещен солнцем, а наполовину остался в тени.
01 4
То же самое происходит с парусами и морем.
01 5
Надо ли говорить, что такого освещения на самом деле никогда не бывает: граница между солнечным светом и тенью от облаков всегда размыта на несколько метров. Одако сухопутному зрителю (мне) это не мешает. Кто знает, как у них там на море? Главное, что впечатляюще! И выглядит драматически (как в кино). Правда, надо признать, такой контраст не совсем оригинален. Когда этот мотив был кем-то найден, все морские живописцы стали радостно его использовать. Помимо прочих маринистов этот эффект изображал в своих морских пейзажах известнейший художник Людольф Бакхейзен (Ludolf Bakhuysen).

№4 Людольф Бакхейзен Военные корабли во время шторма ок. 1695, Ряйксмузеум, Амстердам, 150х227 см.
04 Oorlogsschepen tijdens een storm, Ludolf Bakhuysen, ca. 1695
Вероятно, в том числе и поэтому Бакхейзена считают учителем Витринги, правда, почему-то не объясняя, как Витринге удалось обучаться у Амстердамского живописца, не выезжая из Леувардена. Почти десятку картин Бакхейзена (иногда подписанных Бакхейзеном!) изменили со временем атрибуцию с Бакхейзена на Витрингу. Это представляется мне очень странным, я могу понять, что манера каких-то марин отличается от всеми признанных и задокументированых картин Бакзейзена. Но почему в их авторы выбрали Витрингу? Он вроде не имел никакого отношения к студии амстердамского живописца и не нуждался в деньгах, чтобы таким образом продавать свои работы. Впрочем, я не специалист по морской живописи.

 

Небольшие замечания

Витринга, судя по всему, на самом деле любил живопись и только поэтому ею и занимался. Он происходил из видной и очень богатой леуварденской семьи. Именно подобные люди решали (да и сегодня решают) судьбы провинций и целой Голландии. Брат Витринги, Кампегиус, был известнейшим теологом, двое других братьев тоже стали адвокатами. Разница в социальном положении между художником и преуспевающим адвокатом в Голландии была (и продолжает быть) огромной. Как бы ни пыжились живописцы, как бы ни изображали себя на автопортретах в виде благородных господ, но все в Нидерландах знали и знают, что почем и кто сколько стоит. Потому в нидерландских биографических словарях о Витринге пишут с некоторым недоумением: трезвомыслящим голландцам не понятно, когда кто-то добровольно отказывается от власти и денег. А Витринга отказался! Снимаю шляпу.

В этих записках я не стремлюсь вести подробный рассказ о каждом художнике. На пятом живописце это стало бы скучно и автору, и читателям. Поэтому я и не буду приводить рисунки и другие картины Вигеруса Витринги. Исходя из всех предпосылок, этот художник должен был писать плохо. Однако он писал хорошо, ведь о художнике надо судить по удачам, а картина в Леувардене впечатляет. Но хотя Витринга и не подходит на роль плохого живописца (которых я ищу в этих записках), мне зато удалось найти карикатурные фигурки Виллема ван де Вельде младшего. В этом направлении я и продолжу свои поиски.

 

Как продают картины

В предыдущей главке я на примере Витринги пообещал рассказать, как сегодня продают картины художников 17 века, как выращивают цену.
Картины Витринги продавались на аукционах европейских стран по крайней мере с 1691 года, продаются они и сейчас.
В 1796 в Лондоне на аукционе Кристис (да, да, на том самом аукционе Кристис) небольшая марина была продана за 6.6 фунтов стерлингов. В зависимости от системы подсчета на нынешние деньги это от 568 фунтов до 47,180 фунтов. В тот же день большая марина была продана за 11.11 фунта.
Витринга писал не только марины, но и просто пейзажи (они были всегда несколько дешевле морских видов), одна такая работа, которая кажется мне гораздо менее интересной, чем марина в Леувардене, как раз и будет ясным примером.

№5 Вигерус Витринга Пастухи рядом с Аполлоном Бельведерским 35.5х28.5 см., картина подписана.
05
Картина в сентябре 2016 года была продана на аукционе Schuler Auktionen Zürich за 2200 швейцарских франков (чуть больше 1900 евро). Schuler Auktionen Zürich продает все на свете и не специализируется ни на живописи определенной школы, ни вообще на живописи. Там можно купить керамику, стекло, монеты, мебель, вино, шпаги, часы, бижутерию, можно купить и картины. Аполлона Витринги приобрел дилер Jean Moust из Брюгге в Бельгии, который специализируется на фламандских и голландских живописцах 17 века. Сейчас он пытается продать эту панель за 5.200 евро (вы приглашаетесь!).

Прошлый максимум художника, который удалось выручить за небольшой пейзаж с фигурами, был 4800 евро (Кристис). Самый дорогой морской пейзаж художника продали за 36.000 евро в 2007 (Сотбис). Была и другая картина, даже еще дороже, но то был редкий вид марины – рисунок масляной краской по белому грунту – ее продали за 34.596 фунтов в 1998 году (Кристис).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: