ДЖОРДЖОНЕ (5)

Часть V

АТРИБУЦИЯ КАРТИН ДЖОРДЖОНЕ

Чтобы показать, насколько вопрос с атрибуциями Джорджоне неясен, я приведу здесь фрагмент из книги Жермена Базена «История истории искусства». Книга не новая, ей более двадцати пяти лет, но положение с атрибуциями лучше не стало.  Тут говорится о различных мнениях всего пяти выдающихся историков искусства.

1) Хранящийся в вашингтонской Национальной галерее «Портрет дворянина» №81 Паллуккини приписывает Тициану, Пиньятти — Джорджоне, Валькановер также склоняется в пользу Джорджоне.

2) Картину «Разговор святых» (Мадрид. Прадо) Паллуккини, Пиньятти и Валькановер считают работой Тициана, Уйди — Джорджоне. №48

mc-w-anthony-padua-roch_prado

3) Тройной портрет (Детройт) Паллуккини приписывает Тициану, Джорджоне и Себастьяно дель Пьомбо; Валькановер — Тициану; Пиньятти — Себастьяно дель Пьомбо. №49

detroit_triple_portrait

(С этой картиной интересная история. Надпись на обороте гласит: Фра Себастьяно дель Пьомбо – Джорджоне – Тициан. В 19 веке картина считалась произведением Джорджоне, но потом надписи поверили и стали считать, что три художника объединились и каждый в своем стиле изобразил по фигуре, и потом вместе подписали картину сзади (автор женщины в белом – Тициан, мужчины – Джорджоне и женщины в профиль – Себастьано). Позже исследователи осознали, что Себастьяно дель Пьомбо получил свое прозвище (дель Пьомбо – хранитель папской печати) лишь в 1531 году, через двадцать лет после смерти Джорджоне. Кроме того, картина приписывалась Пальме Веккио и Кариани).

4) Сельский концерт (Лувр) Паллуккини и Уйди приписывают Джорджоне и Тициану; Пиньятти и Валькановер — Тициану. №47

5) Несение креста, №8  (Скуола ди Сан-Рокко) Паллуккини приписывает Тициану и Джорджоне; Пиньятти — Джорджоне; Валькановер, Уйди — Тициану.

6) Памяти поэта (лондонская Национальная галерея) Паллуккини приписывает Тициану; Мариакер — Пальме; Валькановер не приводит зту работу в своем каталоге Тициана. №50

early 16th century

7) Умирающий Христос, поддерживаемый ангелом (Нью-Йорк, частное собрание) Паллуккини приписывает Тициану и Джорджоне; Пиньятти — Джорджоне; Уйди не приводит ее в каталоге Тициана; Валькановер уклоняется от ответа. №51

angel-christ

8) Христос и блудница (Глазго) Паллуккини, Пиньятти и Валькановер приписывают Тициану; Уйди — Джорджоне. №97

И еще один показательный пример из той же самой книги Базена: «Еще более поразительна атрибуция Тициану Старухи (№30), осуществленная Панофским, на этот раз не по стилистическим, а по содержательным признакам. Эта картина впервые упоминается в источниках в 1569 году под именем Джорджоне, причем речь идет об одном из немногих полотен, которые современные критики единодушно считают подлинным автографом». На мой взгляд, это показывает, что можно утверждать почти все что угодно, если делать это с серьезным видом и в правильном журнале.

В Приложении 1 я приведу список тех работ Джорджоне, которые признаются таковыми СЕГОДНЯ, однако не надо забывать, что правильная политика коллекционеров вполне может расширить этот список, для этого нужны деньги, время и усилия.

После всех этих разноголосых атрибуций возникает вопрос: если каждый ученый убежден в своей правоте и приводит в защиту своего мнения убедительные доводы, и эту его уверенность не может поколебать мнение другого не менее уважаемого ученого, который приводит совершенно другие доводы, то, может быть, доказать ничего и нельзя? Тогда зачем все эти усилия и споры, ведь не голосованием большинства решается истина, не профессорским авторитетом… хотя, если вдуматься, то именно этим. Никто не будет возражать знаменитому ученому, который может погубить репутацию и карьеру своего оппонента. Но даже если все сейчас согласятся с мнением знаменитого знатока, тем более будет соблазнительно какому-нибудь молодому и уверенному в себе историку искусства сенсационно не согласиться с «общепринятым» мнением и таким образом выстроить свой собственный авторитет!

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: