ДЖОРДЖОНЕ (3)

Часть III

СОХРАННОСТЬ РАБОТ

Картины, исполненные маслом, темнеют, выцветают (особенно некоторые пигменты, например, зеленые краски прошлых веков сейчас стали коричневыми), кроме того, красочный слой становится прозрачным, проступают нижние слои, картины покрывают лаком, и он желтеет. Раньше покрывали желтым лаком нарочно, чтобы картина выглядела похожей на другие желтые холсты в собрании (Юдифь №26, сейчас лак снят). Работы обрезают или дополняют. На холстах полно ретуши. Краска осыпается, пустые места зарисовывают, холсты дописывают другие художники, картины уменьшают и увеличивают в размерах, отрезают части, вставляют их в рамы и не испытывают при этом никакого стыда.

Нам невозможно увидеть работы такими, какими они были созданы четыреста или пятьсот лет назад. И я хочу сказать об этом пару слов. Когда у картины изменяют пропорции, когда ее, например, обрезают, то композиция, которую задумал художник – рушится. Когда под воздействием времени изменяются краски, то все усилия гения по созданию цветовой гаммы – погибают. Когда картину сильно переписывают и подновляют, то мы видим не то, что написал великий художник, а работу реставратора, который вовсе и не художник. Вот небольшой список работ и их состояние:

1) №26 Юдифь. Была сначала дверцей шкафа, отверстие для ключа было справа, теперь заделано, слева были петли, в семнадцатом веке дополнена приставками в двенадцать сантиметров с каждого бока, и только после реставрации в Эрмитаже ей вернули теперешние пропорции. Ретушь на лице и шее Юдифи, на носу Олоферна, на траве, на дереве. Состояние хорошее.

2) №1 Мадонна Кастельфранко.  С начала 17 века более двенадцати реставраций (одна из них сделана известным фальсификатором Джорджоне Пьетро делла Веккья в 1643). Уже в 1603 году состояние живописи считалось неудовлетворительным. Дописывались, а через столетия убирались разные детали (классический храм в пейзаже, борода у святого Георгия (стоит слева, правда, что это за святой точно неизвестно, его идентифицировали как святого Никасия и святого Либералия, правый святой это Франциск). Небольшая ретушь. Картина пожелтела.

3) №35 Святое семейство (Мадонна из собрания Бенсона) Национальная галерея в Вашингтоне

the-holy-family-madonna-benson-15002

Вот в каком состоянии картина была до реставрации: №36

benson

Реставрацию провел Вильям Сюр под руководством Богуса (помощника знаменитого дилера Дювейна, который продавал старых мастеров в американские коллекции). Дювейн давал инструкции, в частности он настаивал, чтобы лицо Богоматери было не только восстановлено, но и  сделано более законченным. Джейни Андерсон в книге про Джорджоне пишет, что, может быть, именно поэтому «многие историки искусства стали приписывать эту работу Себастьяно дель Пьомбо». Пьетро Зампетти, тем не менее, в своем каталоге 1968 года написал, что картина «в хорошем состоянии».

4) №31 Поклонение пастухов из Вашингтона. Возможно, закончена Тицианом. Фигуры слева (ангел, отшельник, пастухи, слушающие ангела) написаны позже кем-то другим по законченной картине. По заказу Дювейна (который и настоял на признании историками искусства авторства Джорджоне) картина была очень сильно расчищена и отреставрирована. При этом Дювейн настаивал на том стиле «реставрации», который наиболее подходил ему для его коммерческого проекта. Цитату из его телеграммы приводит Андерсон: «После расчистки группа фигур стала выглядеть гораздо лучше, однако деревья и пейзаж должны быть смягчены, потому что сейчас они слишком мешают и в них недостаточно изначальной поэзии». Таким образом, дилер и продавец точно знал, сколько «Джорджониевской поэзии» должно быть в картине и заставлял «реставраторов» добиваться этого.

030giorgione_014

5) №37 Поклонение пастухов из Вены. Ретушь. Сильная потеря пигмента.

Öèôðîâàÿ ðåïðîäóêöèÿ íàõîäèòñÿ â èíòåðíåò-ìóçåå Gallerix.ru

 

6) №3 Лаура В 18 веке картину обрезали так, чтобы она подходила к овальной раме, потом ей вернули прямоугольную форму, но картина стала больше, чем была в оригинале, сейчас картине вернули ее первоначальную форму. Углы восстановлены по копии Давида Тенирса. Однако если смотреть на одно из изображений Тенирса, видно, что нижняя треть работы, с изображением рукава и руки женщины, лежащей на животе, утрачена. Лавр  вверху изображения обрезан, так что полотно было укорочено и сверху (по копии Тенирса это видно). Картина написана на холсте, потом кем-то наклеена на доску. №38

laura-teniers

№9 Джованни Брогерини с учителем. Картина очень сильно переписана другим художником (особенно углы и фон), на этом основании высказывались сомнения в авторстве Джорджоне.

№39 Солдат. Вена. Музей Истории искусств. Очень сильно обрезан со всех сторон. Потери краски.

032soldier

 

Первоначальный вид работы можно представить по гравюре. №40

soldier-wienna

№4 Три философа. Картина был обрезана с левого края – 17.5 сантиметров. Картину Джорджоне не закончил, ее дописал Себастьяно дель Пьомбо (это оспаривается некоторыми современными историками искусства).

№41 Автопортрет в виде Давида. Брауншвейг. Музей герцога Антона-Ульриха, Заметная потеря пигмента, много ретуши. Картина была сильно обрезана, так, что не видно головы Голиафа внизу справа.

033giorgione_059

Первоначальный вид работы можно представить по гравюре. №42

david-engraving

№30 Старуха  Имела крышку в виде портрета человека в черной меховой одежде. Осыпание краски, на этих местах ретушь.

№84 Портрет юноши (так называемый «Портрет Броккардо») Будапешт. Плохое состояние. Краска выцвела, пейзаж нечитаем и сливается с фоном.

№5 Спящая Венера. Много записей, ретуши в пейзаже, картина незакончена, и пейзаж написан Тицианом, в ногах у Венеры сидел амур, он плохо сохранился, и его замазали в девятнадцатом веке, красная подушка вначале была белой.

№4 Буря. Считается, что очень хорошо сохранилась. Совсем небольшие ретуши в деревьях. Однако не рентгене этой картины в первоначальном варианте на месте мужской фигуры была изображена купальщица. У купальщицы обрезан локоть правой руки и голени, что представляется нелогичным с точки зрения композиции, скорее всего холст был позже обрезан слева и снизу. Это также объясняет излишнюю пришпиленность мужской фигуры к краю картины. После этого уже закрадываются подозрения, что картина была обрезана и сверху, потому что уж слишком современный прием – так смело и случайно резать верхушки деревьев и ветки. И еще одно замечание. В 19 веке знаменитые музейные деятели из Европы один за другим отказались покупать Бурю, она показалась им слабой картиной (в сравнении с суммой, которую за нее просили). Нынешний вид и нынешнюю славу картина обрела после удачной реставрации Luigi Cavenaghi в последней четверти 19 века. Никакой документации не сохранилось, и мы точно не знаем, что Кавенагьи сделал.

Вот реконструкция первоначальной композиции Бури, сделанная на основании рентгена. №43

giorgione-xray4

Небольшое заключение про сохранность. Когда вы видите картину Джорджоне, то что вы на самом деле видите? Может быть, можно будет лучше понять это по аналогии с текстом. Допустим, пятьсот лет назад автор написал роман, но прошли годы и язык изменился (краски пожухли и потемнели), теперь так не говорят, исчезли контрасты и смысловые ударения, из текста пропало несколько глав (картина обрезана), некоторые абзацы, а то и главы написаны заново современным литературоведом (реставрация). Сможете ли вы решить, хорош этот текст или нет? Или по крайней мере – был ли этот текст хорош хоть когда-нибудь?

Еще несколько слов о реставрации. Это неудобная тема для искусствоведов. Особенно, когда касается картин, с которыми они работают, про которые пишут статьи. Когда Эрмитажная Мадонна №59 экспонировалась на выставке Джорджоне в Венеции в 1955 году, то большинство специалистов по Джорджоне увидели ее впервые. Некоторые посмеивались, что автором этой картины является «Джорджоне и реставраторы». Возможно и так. Однако же показательно, что ирония адресовалась лишь этому холсту, а не ВСЕМ произведениям Джорджоне. Может быть, надо читать статьи и книги, посвященные Джорджоне, держа в уме, что у каждого исследователя свой, НАЦИОНАЛЬНЫЙ взгляд на корпус работ художника?

Когды мы говорим о научной реставрации, мы как само собой разумеющееся предполагаем, что реставратор сделал все правильно, по науке, честно, ничего не повредил. При этом продавец картин может быть мошенник (лорд Дювеен), знаток может быть полностью коррумпирован (Беренсон), директор галереи может быть без подходящего образования и заботиться лишь о том, чтобы получить еще один титул (лорд Кеннет Кларк), а вот реставратор ex definition будет честным и профессиональным человеком, не совершающим ошибок. К сожалению, это не всегда так, и картины, которые мы видим сейчас, иногда имеют мало общего с тем, что задумал и исполнил художник. И это очень большая проблема.

2 thoughts on “ДЖОРДЖОНЕ (3)”

  1. Боже, какая сложная судьба у Юдифи! И ведь никогда по лицу не скажешь… Дверца шкафа!
    Многие печали – не знала, что картины так нещадно обрезают.
    Конец репутации Беренсона – издали уважала

    Like

    1. На Юдифи еще смыли золотые уточнения-контуры на листве, а когда я был в Уффици, то на боттичелиевской Венере видел этот самый рисунок золотом на травах-листьях. Так что, может быть, зря смыли.
      Беренсон при всем том и великий знаток. Увы. Но вот виллу Татти очень ему хотелось. Таких много было. Есть сейчас лучший знаток Яна Брейгеля Старшего, зовут его Клаус Эрц. Автор двух его каталого (и кроме него каталогов нет). Про него пишут “общепризнано, что атрибуции его крайне ненадеждны, но тем не менее, невозможно изучать Яна Брейгеля без использования его книг и ссылок на них”. Очень применимо ко многим великим, без них нельзя, хотя они и были ворами.

      Liked by 1 person

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: