ДЖОРДЖОНЕ (2)

Часть II

КАКИЕ РАБОТЫ ПРИПИСЫВАЛИСЬ ДЖОРДЖОНЕ ЛЮБИТЕЛЯМИ И ИСТОРИКАМИ ИСКУССТВА

Вот, к примеру, несколько картин Джорджоне, которые упоминает Карло Ридольфи (1594–1658), написавший историю венецианской живописи. Именно после публикации его книги (Le maraviglie dell’ Arte ovvero, Le vite degli Illustri Pittori Veneti and dello Stato. 1648) Джорджоне начинает становиться великим, несмотря на то, что холсты, там упомянутые, написал совсем не Джорджоне

1) Себастиан Пьомбо. Суд Соломона. National Trust, Kingston Lacey, Wimburne (Dorsetshire) №11

011sebastiano_del_piombo_-_the_judgment_of_solomon_-_wga21124

 

2) Тициан (Также считалась работой Кариани). Il Bravo. Вена, Музей Истории искусств №12

012tiziano_i_bravi

 

3) Последователь Иль Порденоне. Мертвый Христос Тревизо, Monte di Pietà  №13

013pieta

 

4) Суд Париса. Сейчас приписывается Тициану (а иногда Рафаэлю). Оригинал утрачен, осталось семь копий, вот одна из них. Частная коллекция, Великобритания №14

014judgement-of-paris

 

5) Пальма Веккио. Портрет молодого человека в меховой одежде. Мюнхен. Пинакотека №15

015giorgione_portrait_of_a_young_man_2

 

6) «Аполлон и Дафна» Венеция. Семинарио Патриаркале. №16

016-apollo-dafne

Кроме того, Ридольфи упоминает много работ на мифологические сюжеты. «Золотой век», «Кадм сеет зубы дракона», «Похищение Европы», «Похищение Деяниры Нессом», «Пифон» и другие (более шестидесяти работ, из которых лишь одна сейчас приписывается Джорджоне – «Спящая Венера» №5). Некоторые из этих картин можно с натяжкой идентифицировать, но принадлежность их Джорджоне отвергается современными историками искусства. Это, однако, не помешало на протяжении нескольких веков восхищаться полотнами, исполненными в этом стиле, а владельцам-коллекционерам гордиться, что у них есть Джорджоне.

Именно после усилий, которые приложил Ридольфи, Джорджоне стал знаменитым. Известность его с тех пор никуда не девалась, слава его не исчезла, не померкла. И на протяжении столетий стало «обнаруживаться» все больше его картин, которыми люди восхищались. Такое ощущение, что после смерти Джорджоне написал больше работ, чем он написал при жизни.

Историки искусства сплетали все новые и новые сюжеты и истории про венецианского гения. И рассказывали о картинах, которые приписывали Джорджоне, о его жизни. Биография Джорджоне украшалсь новыми фактами: выяснялось имя его любовницы – Чечилии, от которой он заразился чумой, в результате чего и умер, другие же утверждали, что Джорджоне умер от горя после того, как его товарищ, Пьетро да Фельтре соблазнил его любовницу, говорилось о встрече художника с картинами Леонардо да Винчи (без особых доказательств) и так далее. Хотя на самом деле никто даже не знал точной даты рождения Джорджоне (она сдвигалась с 1476 на 1477 и обратно, а сейчас есть ученые, которые считают, что он родился гораздо позже – в 1485 году).

Правда, иногда ученые находили и серьезные документы. Недавно (2011) найдена опись, составленная после смерти художника. Как представляется, там говорится именно о Джорджоне. Упоминается художник Джорджо (Джорджоне это прозвище: «большой Джорджо»), который умер, судя по всему, в 1510 году (сама опись от 1511 года). Таким образом, выяснено настоящее имя художника – Джорджо Гаспарини (а не Барбарелли, как думали и писали в книгах четыреста лет подряд). Стало известно имя его жены – Алессандра, также можно понять, что Джорджоне был довольно бедным, а значит, и не особенно преуспевающим художником (всё имущество его дома оценено в 89 дукатов).

Но таких находок, которые на самом деле могут рассказать о художнике, очень мало. Обычно все истории и рассуждения высасывают из пальца – Занетти, Винкельман, Ланци говорят о Джоджоне, утверждают его славу и находят все новые работы.

Например, Луиджи Ланци (1732-1810 Историк искусства Италии)

Упоминает 1) «Морской шторм» №6 и 2) «Мертвого Христа» из Тревизо№13 и поет хвалу 3) №17«Нахождению Моисея» из Милана (Pinacoteca di Brera), который сейчас считается картиной Бонифацио Веронезе. Про это работу Ланци говорит, что это самый прекрасный Джорджоне из всех имеющихся.

017findmose

 

4) №18 «Святая Аллегория» Джованни Беллини, которую Ланци купил для Уфицци, считая, что это Джорджоне. (О Буре, Спящей Венере или Трех философах Ланци не знает.)

018allegoria_sacra_01

Морелли (1816–1891), историк искусства, знаменит своим новым подходом к атрибуции. Наряду с признаными сейчас картинами Джорджоне 1) №26 Юдифь, 2) №5 Спящая Венера) он упоминает в качестве его работ слеюудщие

 

3) №19 Нимфа и сатир приписывается Доссо Досси. Флоренция. Палаццо Питти

019nymph-and-satyr-dossi-dosso

 

4) №20 Мальтийский рыцарь считается работой Тициана. Флоренция. Уфицци.

020a-knight-of-malta-1515

 

5) №21 Портрет дамы неизвестного художника из Галереи Боргезе в Риме

021-lady-borghese

К началу двадцатого века корпус работ Джорджоне начинает напоминать нынешние каталоги его работ, но тем не менее вот список ненастоящих Джорджоне, которых известнейший знаток итальянской живописи Бернард Беренсон (1865–1959) признавал подлинными.

Это упомянутые абзацем выше 1) №20 «Мальтийский рыцарь» Тициана. Уфицци. (Этот холст попеременно считался работою то Тициана, то Джорджоне, считался так же работою Бордоне, сейчас это работа Тициана.) 2) №21 «Портрет дамы» неизвестного художникаиз Галереи Боргезе

3) №22 «Христос несущий Крест» Художник круга Джованни Беллини. Музей Изабеллы Гарднер-Стюарт. Бостон

022-christ_cross

Теперь про современность. Для начала я приведу небольшой список картин Джорджоне, которые в наше время считаются подлинными, и примерные даты, когда атрибуция картины была принята. Я не буду говорить обо всех его картинах, потому что мой рассказ должен проиллюстрировать условность нашего ОКОНЧАТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ истории искусств, а не перечислить всё, что нам известно.

Итак, КОГДА КАРТИНЫ ДЖОРДЖОНЕ СТАЛИ СЧИТАТЬСЯ КАРТИНАМИ ДЖОРДЖОНЕ. Список составлен в хронологическом порядке атрибуций. Можно заметить, что нынешний корпус работ Джорджоне начал складываться лишь с последней четверти двадцатого века.

№2 Три философа – всегда считались кисти Джорджоне. Современная атрибуция основана на записках Маркантонио Микиеля *

(*Здесь небольшое отступление. Самые надежные атрибуции картин Джорджоне  сделаны на основании записок Маркантонио Микиеля о коллекциях в Северной Италии, которые он сделал до 1543 года. Записки впервые опубликованы в 1800 году. В них упомянуты один рисунок Джорджоне, две копии с Джорджоне и четырнадцать картин Джорджоне из которых сохранилось лишь три – «Три философа», «Буря», «Спящая Венера». При этом надо отметить, что иногда некоторые атрибуции других художников в записках Микиеля не выдерживают критики (так, например, он утверждает, что известная работа Антонелло «Святой Иероним» написана Ван Эйком или Мемлингом), а другие его описания картин Джорджоне неточны, приблизительны и спорны («Нахождение Париса»), а некоторые картины №32«Воспитание Марка Аврелия», которая сейчас считается Джорджоне, Микиель несомненно видел, но не упомянул, несмотря на все это именно его атрибуции Джорджоне абсолютно незыблемы и почему-то безоговорочно принимаются всеми специалистами.) Вот копия Тенирса с Джорджоне №23 «Нахождение/Рождение Париса». (Частная коллекция) Описывая картину, Микиель упоминает только две стоящие фигуры пастухов. И всё.

teniers_robbers

 

№3 Лаура – Известна как картина Джорджоне уже с первой трети 17 века. Современная атрибуция дана на основании надписи на оборотной стороне доски, расшифрованной в конце девятнадцатого века. Непонятно, однако, была ли картина (написанная на холсте) наклеена на доску самим художником или коллекционером позднее. В случае, если надпись об авторстве была на холсте, считается, что ее потом скопировали на доску, надпись выполнена почерком 16 века и признается подлинной.

№4 Буря – конец 18 века. Далекий от живописи Байрон уже восхищался этой картиной и считал Джорджоне ее автором. Современная атрибуция дана на основании описания Микиеля.

№24 Суд Соломона Флоренция. Уффици – 1871. На основании соответствия стилю Джорджоне. Авторство Джорджоне принимается не всеми.

023giorgione_giudizio_di_salomone

 

№25 Испытание Моисея Флоренция. Уффици – 1871. На основании соответствию стилю Джорджоне. Авторство Джорджоне принимается не всеми.

024giorgione_025

 

№5 Спящая Венера» – 1880. Атрибуция дана на основании Микиеля.

№26 Юдифь Санкт-Петербург. Эрмитаж – 1880. На основании соответствию стилю Джорджоне.

025giorgione_-_judith

 

 №27 Портрет мужчины (Портрет из собрания Терриса) из Галереи изящных искусств в Сан Диего – 1937. Атрибуция на основании расшифровки надписи на оборотной стороне доски. Стиль надписи похож на другие надписи начала 16 века, надписи поверили.

026giorgione_portrait_of_a_man

 

№28 Мальчик со стрелой Вена, Музей Истории искусств – конец 50-х годов 20 века. Атрибуция на основании упоминания названия («Юноша со стрелой») двух картин у Микиеля (оригинала Джорджоне и копии с него). Непонятно, на чем основано решение, что это оригинал (уже во время Микиеля была путаница), и непонятно, почему решили, что описание Микиеля относится именно к этой картине, которая может оказаться обычным святым Себастианом.

Öèôðîâàÿ ðåïðîäóêöèÿ íàõîäèòñÿ â èíòåðíåò-ìóçåå Gallerix.ru

 

№29 Закат из Национальной галереи Лондона – вторая половина 20 века. Атрибуция на основании соответствию стилю Джорджоне. Нет ни серьезного провенанса (то есть истории происхождения картины, записей о присутствии ее в разных коллекциях), ни каких-нибудь других свидетельств.

028giorgione_042

 

№30 Старуха из Академии в Венеции – вторая половина 20 века. На основании обнаруженного списка коллекции Габриеля Вендрамина.

029giorgione_051

 

№31 Поклонение пастухов из Вашингтона – признана за картину Джорджоне во второй половине 20 века. На основании соответствию стилю Джорджоне, но между специалистами нет абсолютного согласия.

030Giorgione_014.jpg

 

№32 Воспитание Марка Аврелия (Так же название «Три возраста человека») из Флоренции, Палаццо Питти. Признана в 1989 после реставрации и выставки на основании соответствию стилю Джорджоне.

the-three-ages-of-man-15012


КАРТИНЫ ДЖОРДЖОНЕ НА АУКЦИОНАХ. СПИСОК КАНДИДАТОВ В БУДУЩИЕ ШЕДЕВРЫ.

К сожалению, технические средства проверки подлинности тоже не всегда могут решить проблему авторства. С тех пор, как стали использовать рентген, специалисты интерпретируют результаты снимков по-разному. У каждого свой взгляд, у каждого свое мнение. Джейни Андерсон (одна из самых главных современных знатоков Джорджоне) в своей книге пишет, что Hope и Asperen de Boer, сравнив инфракрасные снимки подготовительных рисунков Поклонения пастухов из Вашингтона  №31 и Мадонны из собрания Бенсон №35 решили, что эти картины рисовала разная рука, что Джорджоне не мог быть автором и той и другой, но  Jill Dunkerton, сравнив те же самые снимки, увидела («доказала»), что один и тот же художник. Возможно ли в таком случае какое-то окончательное решение проблемы? Ведь каждое время по-новому интерпретирует известные факты.

Так можем ли мы сказать, что наконец знаем все картины Джорджоне, что вопрос с ним выяснен раз и навсегда, и что если и будут сюрпризы, то они будут относиться к датировке или трактовке, или иконографии? Я не был бы столь уверенным в этом. За последние пятьдесят-шестьдесят лет на аукционах картин старых мастеров было продано много холстов, автором которых был объявлен Джорджоне. И это были не какие-то неведомые аукционы в непонятных странах, часто это были Кристис и Сотбис – самые важные бизнесы по продаже искусства в мире, серьезные предприятия со своими дипломированными историками искусства и адвокатами, которые готовы оспорить любые сомнения в атрибуции.

Немало картин Джорджоне из самых разных собраний было успешно продано и осело в частных коллекциях:

1) Two young men one playing the violin the other in a breastplate 

oil on canvas 22.86х38.10. $ 1,175 USD. Christie’s, London (January 29, 1954)

 

2) David, in armour, looking over his shoulder at servant with Goliath’s head

oil on panel 78.74 х 63.50. $ 6,159 USD. Sotheby’s, London (June 26, 1957)

3) Caesar enthroned receives head of Pompey  №33 Автором картины сейчас считают Пальму Веккио, на аукционе ее продали как Джорджоне.

oil on panel 66.04 х271.78. $ 6,999 USD. Sotheby’s, London (November 20, 1957)

033-pompeus

 

4) David, standing behind a parapet in armour, holding his sword, looking back

oil on panel 78х63.50. $ 2,379 USD. Sotheby’s, London (July 02, 1958)

5) Head of St Joseph. Study for the same head

work on paper 20.32х12.70. $ 1,259 USD. Sotheby’s, London (July 02, 1958)

6) David with the head of Goliath

oil on panel 76.20х63.50. $ 2,379 USD. Christie’s, London (November 25, 1960)

7) Mountain landscape with a man singing and playing the viol

oil on canvas  50.80х43.18. $ 615 USD. Christie’s, London (May 14, 1965)

8) Head of Christ

oil on panel 30.48х22.86. $ 1,007 USD. Christie’s, London (March 28, 1969)

9) Christ holding the cross

oil on canvas 226.06х142.24. $ 1,221 USD. Bonhams, London (September 29, 1977)

10) Portrait of man

oil on canvas 60.96 х50.80. $ 1,924 USD. Sotheby’s, London (January 18, 1978)

11) Attributed to Giorgione. Landscape with seated hermit

ink, wash on paper 17.78 х25.40  . $ 19,000 USD. Sotheby’s, New York (January 16, 1986)

12) Study of a girl holding a Crucifix

oil on canvas 50.80 х40.64. $ 1,984 USD. Russell, Baldwin & Bright, Leominster (June 16, 1999)

13) Walls of a fortified town seen across a river №34

сангина 5.08х10.16  . $ 228,397 USD. Christie’s, London (July 05, 2005)

034-walls

 

Кто знает, когда и где всплывут эти произведения, какие силы специалистов, кураторов, профессоров, реставраторов, журналистов будут привлечены, чтобы доказать, что эти работы написал великий венецианец.

Поверить в реальность того, что вышеперечисленные картины написал Джорджоне, мешает цена. Сейчас, когда Джорджоне стал бесспорной суперзвездой, когда цены на искусство побили все возможные рекорды, то низкая цена (1,924 доллара) какого-нибудь «Портрета мужчины» с аукциона Сотбис 1978 года сразу же превращает этот холст в фальшивку или копию. Для того, чтобы мы поверили, что это НА САМОМ ДЕЛЕ Джорджоне, надо постараться продать его в тысячу раз дороже, надо устраивать ему выставки, надо придумать про него историю, нужно привлечь знатоков и специалистов и убедить их в том, что возможно кисть Джорджоне когда-то касалась этой картины, одним словом – надо вложить в этот портрет деньги. Джорджоне несомненная знаменитость в мире искусства, значит, и его картины должны быть знамениты. Искусство сейчас (да и почти всегда) определяет статус человека или музея, оно должно вызывать восхищение и зависть, оно должно быть не для нас, а для избранных (если оно в частных руках). И если умный делец возьмется за это дело, то я уверен, что портрет постепенно приобретет все эти особенности и у нас будет новая картина написанная Джорджоне.

И еще. Много сделок в мире искусства не афишируются. Работы переходят из поколения в поколение или из рук в руки без особой огласки (№57). Кто знает, какие картины Джорджоне могут быть найдены на самом деле?

И еще об одном. Художник в нынешнее время это не только мнение знатоков, не только цены на аукционах, не только картины в музеях, но представления о нем публики – непрофессиональной и многомиллионной. И если мы говорим про то, как видится Джорджоне СЕЙЧАС, то необходимо принять в расчет новый фактор определяющий художника. Это интернет. Человек набирает в Гугле слово «Джорджоне» и видит репродукции. В основном это известные работы – Буря№4, Спящая Венера№5, Концерт №47 из Лувра. Но поиск находит и другие работы, которые не считаются картинами Джорджоне уже много десятилетий (№60, №66, №67). Представление же людей о художнике будет сформировано на основании и этих картин тоже и так или иначе, раньше или позже как-то повлияет и на мнение музеев, и на мнение специалистов о художнике.

В каждую эпоху Джорджоне приписывались совсем разные картины (в том числе и такие, которые сейчас пылятся в запасниках, которые считаются слабыми, неинтересными, которыми никто не гордится). Процесс этот не закончен. Тем не менее, всегда Джорджоне считался великим художником, нет никаких сомнений, что он будет считаться гением и дальше.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: