ДЖОРДЖОНЕ

Часть I

ОБЩЕИЗВЕСТНАЯ БИОГРАФИЯ ДЖОРДЖОНЕ

Венецианский художник, родился в 1477, умер в 1510, считается одним из самых выдающихся мастеров итальянского ренессанса. Про него говорят, что он изменил всю концепцию живописи. Если художники из Флоренции уделяли главное внимание рисунку, то Джорджоне стал основоположником Венецианской школы живописи, где главными были цвет, колорит, игра красок. Тициан, Тинторетто, Веронезе продолжали начатое Джорджоне. Он один из первых художников, который писал картины не для украшения церквей, а камерные работы для частных собраний.

В книгах о нем всегда подчеркивается, что о жизни Джорджоне мы почти ничего не знаем и что лишь о немногих картинах можно с уверенностью сказать, что они написаны им. В мире сохранилось очень мало его холстов.

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ И БЕССПОРНЫЕ РАБОТЫ:

№1 Мадонна Кастельфранко Кастельфранко, Церковь св. Либерале.

002giorgione_-_pala_di_castelfranco

№2 Три философа Вена, Музей Истории искусств.

Öèôðîâàÿ ðåïðîäóêöèÿ íàõîäèòñÿ â èíòåðíåò-ìóçåå Gallerix.ru

№3 Лаура Вена, Музей Истории искусств.

001giorgione_-_young_woman_laura_-_google_art_project

№4 Буря Венеция. Академия (Эта картина считается самой важной работой художника.)

003giorgione_019-144cd2e2ba87c290626

№5 Спящая Венера Дрезден, Картинная галерея

005giorgione_-_sleeping_venus_-_google_art_project_2

БИОГРАФИЯ В “ЖИЗНЕОПИСАНИЯХ” ВАЗАРИ

Первая биография Джорджоне написана Вазари, и хотя его жизнеописания художников являются самым главным источником по истории итальянского ренессанса, биография Джорджоне, которую приводит Вазари – проблематична и недостоверна* (*Charles Hope «Giorgione in Vasari’s Vite» в книге Giorgione Entmythisiert, Museums at the Crossroads Volume 17, Turnhout Brepols Publishers, 2008).

Более или менее это значит, что настоящяя биография Джорджоне ему на самом деле не была неизвестна.** (**Про Венецианских художников Вазари знал немного. Он был сторонником флорентийской школы и венецианский подход к рисунку не любил, еще он не любил портретной живописи, и когда он пишет, что венецианцы Джорджоне или Себастьяно дель Пьомбо исполнили много портретов, это звучит как осуждение. Любопытно, что биографии Джорджоне и того же Себастьяно длеь Пьомбо Вазари начинает с идентичного рассказа про то, как они хорошо играли на лютне – венецианские художники в описании Вазари получаются безличны и похожи один на другого.)

Упоминаний о Джорджоне осталось совсем немного. Как сказал один из исследователей – мы бы думали, что этот художник является вымышленной фигурой, если бы не существовало нескольких документов и двух писем: одно к Изабелле и другое от Изабеллы дʼЭсте.

Но вот, что представляется мне самым интересным: почти все сохранившиеся картины Джорджоне, которые перечисляет Вазари, сейчас приписываются совсем другим авторам. (Весьма жаль, что невозможно дать ссылки на русский или английский научный перевод Вазари, но таких переводов просто не существует. Единственное русское издание является комбинацией первой и второй версий «Жизнеописаний», к тому же неудовлетворительно переведенной.)

Вот картины Джорджоне, о которых писал Вазари:

1) Пальма Веккио и Парис Бордоне №6 «Морской шторм» Venice, Gallerie dell’Accademia

, Gallerie dell'Accademia, Venezia

2) Себастьяно дель Пьомбо №7«Святой Иоанн Хрисостом и святые» San Giovanni Crisostomo, Venice

007crisosto

3) Тициан №8 «Христос, несущий крест» Venice, Scuola di San Rocco.

008titian

Кроме того, у Вазари упоминаются несколько работ Джорджоне, которые не сохранились.

4) А вот картина, про которую Вазари рассказывает и которая, возможно, все же является работой Джорджоне. №9 «Портрет Джованни Боргерини с учителем». Вашингтон. Национальная галерея. Этот холст в 1925 году купили у семьи Боргерини

009giovanni-borgherini-and-his-tutor-giorgione

5) Фреска, упоминаемая Вазари, которую до сих пор считают работой Джорджоне, но посмотрите в каком состоянии до нас она дошла

№10 Обнаженная. Венеция, Ка’ д’Оро Галерея Франкетти

010nuda

ЗНАМЕНИТЫЙ ХУДОЖНИК БЕЗ ДОСТОВЕРНЫХ РАБОТ

Таким образом, оказывается, что через пятьдесят лет после смерти художника атрибуции почти всех его картин были утрачены. Что это значит? Это значит, что тогда уже никто точно не знал, какие именно картины Джорджоне написал.

Я прошу вдуматься в это короткое предложение.

Представьте, что лет пятьдесят тому назад в 1965 году умер художник, добившийся успеха, но не самый знаменитый, в основном известный в своем городе, и что хотя мы и слышали про него, мы не знаем точно, что он написал, и даже в его городе никто не помнит с уверенностью его картин. Мне представляется, что от такого художника с течением времени должна остаться лишь смутная тень…

Ведь Джорджоне жил в мире без интернета, гугля и электронной почты, в мире без фотографий картин, без каталогов, без музеев, без доступных путешествий, без журналов по искусству, без профессиональных историков искусства, без особенных знатоков. Жил тогда, когда циркуляция информации была совсем иной, когда искусство не отличалось от ремесла и у него еще не было той особой ауры, которая в наше время обязывает каждого образованного человека знать, кто такой Рембрандт, Микеланджело или тот же Джорджоне. И хотя во время Джорджоне люди помнили больше вещей и помнили их отчетливее, все равно – знание было хоть и глубже, но гораздо ограниченнее, чем наше знание искусства сейчас.

Итак, еще раз: можно быть уверенным, что художник Джорджоне жил, писал картины и на самом деле существовал, может быть, какие-то холсты от него и остались, но через пятьдесят лет никто твердо не знал, что это были за вещи.

Что же должно случиться с таким не особенно знаменитым художником еще через пятьдесят-шестьдесят лет?

По идее про него должны были бы забыть окончательно. Однако этого не случилось – его упоминали иногда в разных книгах, касающихся искусства (особенно изданных в Венеции), а через сто лет после смерти и относительного забвения Джорджоне вдруг становится всё более и более знаменитым.

Трудно сказать, почему. Например, есть теория, что венецианские живописцы, знатоки и патриоты конца шестнадцатого, начала семнадцатого века искали своего, а не иноземного гения, который стал бы источником, оправданием, а заодно и образцом для картин, которые писались тогда.* (*Bernard Aikema «Giorgione and the Seicento or How a Star Was Born» в книге Giorgione Entmythisiert, Museums at the Crossroads Volume 17, Turnhout Brepols Publishers, 2008) И Джорджоне, живший сто лет назад, полузабытый, с неопределенным корпусом картин был удобной фигурой для создания мифа. Так или не так, но приблизительно с того времени Джорджоне понемногу превращается в выдающегося художника.

Но что интересно – опять-таки работы, которые ему тогда приписывались, были совсем другими, не теми, которые ему приписал когда-то Вазари, и не теми, которые сегодня мы считаем за работы Джорджоне.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: